Содержание статьи
- 1 Пантеон в Париже – памятник честолюбию и бушующим страстям
- 2 «Игры престолов»
- 3 Священная клятва короля
- 4 Задумки, реалии и трудности строительства
- 5 Захоронения в Пантеоне
- 6 Пантеон, как достопримечательность
- 7 Внешнее убранство
- 8 Внутренний декор
- 9 Смотровая площадка
- 10 Панорама Пантеона в Париже
- 11 Маятник Фуко в Парижском Пантеоне
- 12 Стоимость посещения
- 13 Пантеон на карте
- 14 Адрес и как добраться
- 15 Пантеон в Париже (Видео)
- 16 Пантеон в Париже (Фото)
Пантеон в Париже – памятник честолюбию и бушующим страстям
История французских памятников архитектуры насыщена, увлекательна, и порой сумбурна настолько, что сами их наследники удивляются метаморфозам, которые происходили за весь период их существования. Непостоянство можно считать еще одной особенностью национальной культуры, в которой свое почетное место занимает Пантеон в Париже – усыпальница великих соотечественников, задуманная изначально, как собор Святой Женевьевы.
«Игры престолов»
Пантеон стал еще одним зданием, которое парижане в свое время встретили в штыки, поразившись его простоте форм и непонятному стилю. По их мнению, он словно выступал против остального города, выбиваясь из привычного зодчества, да и внутренний конфликт направлений создавал уникальное противоречие самому себе, противопоставляя величественный купол скромному греческому портику.
Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Приобрести Museum Pass можно по ссылке
![Пантеон в Париже Пантеон в Париже](/wp-content/uploads/2016/12/пантеон1.jpg)
Но было бы еще удивительней, если б мнение было иным, ведь в привычках столичных жителей все воспринимать с некоторой настороженностью, а порой и в штыки. Вспомните хотя бы Эйфелеву башню или современный небоскреб Монпарнас и район Ла Дефанс. И это только единичные примеры, когда люди требовали прекратить разрушать ауру Парижа, вплетая в нее чужеродную архитектуру.
Со временем каждое строение становилось любимой и неотъемлемой частью города. То же случилось с мавзолеем, приютившим много известных личностей. Однако изначально здание задумывалось как храм, который еще не знал, что судьба уготовила ему бросаться из крайности в крайность, несколько раз меняя свое предназначение.
![Усыпальница Пантеон в Париже Усыпальница Пантеон в Париже](/wp-content/uploads/2016/12/0_480d6_6f3fb562_XL.jpg)
Во время революции, когда многие церкви подвергались разрушению, собор Святой Женевьевы не тронули, чтобы хоронить в нем выдающихся сынов отечества. И все же ради этого пришлось понести некоторые жертвы – с его купола сняли крест и убрали статую святой покровительницы, а на их месте появились новые композиции – статуи Родины-матери и Славы.
Во времена Первой империи Наполеон Бонапарт снова возвращает Пантеон в лоно церкви с прежним названием и крестом св. Женевьевы, но сохранил идею захоронения в его подземельях верховных чиновников и мужей, прославивших своими героическими подвигами Францию. А вот самого императора там нет. Его похоронили в доме Инвалидов, но поставили в очередь на рассмотрение как кандидатуры по заселению.
![Людовик XVIII](/wp-content/uploads/2016/12/280px-Lyudovik_XVIII.jpg)
При Людовике XVIII собор начали реставрировать, расписывая потолок и создавая четверку картин, рассказывающих о разных исторических периодах Франции, начиная с Карла Великого. Завершающим должно было стать полотно, посвященное Наполеону, но планам помешало его падение, и вместо этого на картине показали новое пришествие Бурбонов, мастерски расположив в облачной дымке Людовика XVI и его жену с сыном.
Французы, казалось, не могли принять окончательное решение, и в 1830 году во время очередного революционного переворота снова переиграли, обратив церковь обратно в Пантеон, которым он остается и по нынешний день.
Священная клятва короля
В 1744 году король Людовик XV вел свои войска к победе над австрийцами, он сам стал жертвой. Его свалил недуг, и высокая температура держалась несколько дней, предвещая скорую кончину монарха. Пребывая в полубредовом состоянии и чувствуя прикосновение смерти, король взывает к Святой Женевьеве – заступнице больных и защитнице от разных напастей, которая считается покровительницей Парижа и сегодня. Он просит сохранить ему жизнь взамен на прекрасный храм, который он обещает построить в ее честь.
![Людовик XV](/wp-content/uploads/2016/12/280px-Louis_XV_by_Maurice-Quentin_de_La_Tour.jpg)
Людовик выздоравливает, а вот его любовница – герцогиня Мари-Анн де Шатору, подхватившая от него вирусную инфекцию, умирает. Король в печали, и забывает о данной клятве, но поскольку его сердце было предназначено скорее для любви, чем для скорби, вскоре он находит новую фаворитку в лице маркизы де Помпадур и неожиданно вспоминает о намерении возвести грандиозное святилище.
Младшего брата любовницы – маркиза де Мариньи, он назначает инспектором по королевским владениям, и поручает найти опытного архитектора для проекта. Маркиз вспоминает о своем учителе Жак-Жермене Суффло, и в 1755 году тот приступает к работе над чертежами. Так, между роковой болезнью его величества с обетом святой деве и началом проекта пролегает 11 лет.
Основой прекрасному собору послужило аббатство св. Женевьевы, пользующееся у жителей столицы неизменным почтением. В нем хранились останки и рака покровительницы, к которой приходили на поклон верующие во время болезней и неурядиц в стране, а с 1229 года во времена эпидемий серебряный с позолотой гроб носили по городу.
![Рака и фаланга руки Женевьевы Рака и фаланга руки Женевьевы](/wp-content/uploads/2016/12/panteon.jpg)
Однако революционеры посчитали это пережитком, недостойным прогрессивного человека, а потому на Гревской площади, которая всегда считалась традиционным местом казни, сожгли ящики с мощами святых. Чудом можно считать то, что рака и фаланга руки Женевьевы уцелели, и теперь хранятся в церкви Сент-Эстьен-дю-Мон.
Читайте также: Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), описание, фото!
Несколько раз аббатство подвергалось нападению, грабежам и пожарам, но ему всегда удавалось возродиться из пепла, пока в XIII-XIV веках не было отстроено окончательно, украшенное образами и мрамором кардиналом Ларошфуко.
Задумки, реалии и трудности строительства
Как уже было сказано, Pantheon как-то сразу не пришелся по душе парижанам, привыкшим к пышности барокко с его преувеличенной роскошью и величием образов, блеском и стремлением приблизить иллюзию к реальности. Его элементы повсюду наблюдались в городской архитектуре, а собор Женевьевы выбивался из общего фона слиянием нескольких направлений.
![Архитектор Жак-Жермен Суффло](/wp-content/uploads/2016/12/zhak-zhermen-sufflo.jpg)
Работая над планом здания, Суффло привнес в него греческую колоннаду, накрытую лаконичным куполом в строгом стиле, потолок которого должен был расписан в романской манере, а сам интерьер предполагалось сделать по типу готики.
Колонны появились не только снаружи, но и во внутреннем зале по принципу римских и греческих святилищ. Благодаря такой планировке собор стал выглядеть воздушным, легким и просторным.
По задумке он должен был повторять контуры греческого креста с длиной 104 м вместе с преддверием и с шириной между перекрытиями в 76 м. Венчал конструкцию высокий свод, удерживаемый 4-мя легкими колоннами, которые терялись среди остальных опор, складывающихся в свою очередь в самостоятельные 4 креста.
Католическая церковь посчитала себя оскорбленной, что нарушаются ее устоявшиеся традиции, и высшие представители религии написали Людовику XV письмо с решительным протестом против чертежей главного архитектора. Вняв аргументам «святых мужей», было решено удлинить два крыла, чтобы придать строению вид католической базилики.
![Пантеон Париж (История) Пантеон Париж (История)](/wp-content/uploads/2016/12/пантеон-в-париже.jpg)
Как ни старался Суффло, но в его расчеты где-то закралась ошибка, и когда велись заключительные работы внутри по укладке мраморного пола, рабочие обнаружили на нескольких колоннах трещины. Это был тревожный звоночек о том, что здание не простоит долго, и процесс разрушения уже начался.
Требовалось предпринять радикальные меры по укреплению колон и столбов, не нарушая общего убранства постройки. Задача оказалась непростая, но вполне выполнимая, а работал над ней Рондела в конце 1770-х годов, поскольку сам Суффло к этому моменту давно покинул суетный мир.
Первый камень Пантеона в 1764 году заложил Людовик XV, тем самым изменив архитектурный ансамбль и расположение храма, и прошло 25 лет до события, когда он был полностью завершен в 1789 году, но ни Жак-Жермена, ни самого венценосного сына Франции уже не было среди живых.
![История строительства Пантеона История строительства Пантеона](/wp-content/uploads/2016/12/Пантеон-в-париже-история.jpg)
Другие трудности носили чисто финансовый характер. Короли всегда славились своим расточительством, связанным с пышными балами и подарками любовницам, а на остальное вечно не хватало денег. Поскольку план Суффло изобиловал дорогими материалами и деталями, воплотить задумку в жизнь без упрощений не представлялось возможным.
Читайте также: Эйфелева башня: описание, история, высота, фото
К тому же многочисленные королевские фаворитки, желая любимому скорее исполнить свою клятву, пытались ему помочь, делая от руки наброски украшательств, которые, по их мнению, идеально бы дополнили здание, и настаивали, чтобы архитектор учел их пожелания.
Хотя Жак-Жермен не воспринимал их требования всерьез, проект все равно оставался непосильным для государства, и пришлось чем-то жертвовать, в том числе и портиками с трех сторон собора, и теперь мы видим лишь фронтон с колоннами на главном фасаде.
![Пантеон (Париж) Пантеон (Париж)](/wp-content/uploads/2016/12/panteon_v_parizhe_2.jpg)
Строительство заняло несколько десятилетий и поглотило 15-миллионный капитал. Сегодня Пантеон считается одним из наиболее величественных зданий и примером классической школы, хотя и включает сразу 4 стиля с явно проступающими чертами греческой античности. Он вдохновил мастеров других стран на собственные проекты, и его черты легко узнать в куполе вашингтонского Капитолия и Исаакиевском соборе Петербурга.
Жаль только, что не сохранились окна свода, предусмотренные Суффло. В XVIII веке революционеры посчитали, что они пропускают в усыпальницу слишком много света, и заложили их кирпичом. Теперь обитель мертвых внутри обрела более мрачную суровость, как ей и положено.
Захоронения в Пантеоне
![Граф Оноре Мирабо](/wp-content/uploads/2016/12/граф-Оноре-Мирабо.jpg)
Первым, кто удостоился чести быть похороненным в мавзолее, стал граф Оноре Мирабо – заслуживший славу непревзойденного оратора и ревностного революционера. Случилось это в 1791 году, но достойным подобной чести он был всего три года, после чего его останки с позором перенесли на кладбище для преступников, и даже не позаботились о надгробной плите.
«Услужил» ему в этом лучший друг – побратим в революции Жан-Поль Марат, предоставивший доказательства связи Мирабо с королем.
В этом же 1794 году сам Марат был убит и похоронен в Пантеоне, но и его бренные останки не задержались в привилегированной усыпальнице, и тоже были выдворены оттуда, причем тело просто выбросили в канаву. Самого же графа реабилитировали, и он стоит в очереди на повторное заселение в парижскую гробницу.
![Жан-Поль Марат](/wp-content/uploads/2016/12/Жан-Поль-Марат.jpg)
Позже, задуманный как склеп революционеров и ее последователей, Пантеон пересмотрел это правило и стал принимать всех, кто прославлял Францию, работаю на ее имидж и славу. Чтобы в дальнейшем не играться с вносом и выносом тела, парижане впредь решили более тщательно подходить к вопросу захоронения, хорошенько обдумывая кандидатуры.
Так, спустя 132 года после смерти Александра Дюма старшего, в 2002 году его вдруг решили осчастливить, перезахоронив в парижском мавзолее. Уж этого срока точно достаточно, чтобы убедиться в его гениальности, как писателя.
Тут нашли свой вечный покой политики, путешественники, актеры и философы, художники и писатели, президенты и ученые, кардиналы, маршалы, адмиралы, генералы и даже банкиры. Некоторые урны пусты, в некоторых лишь сердце или горстка земли, как знак уважения и памяти о них.
Среди поселенцев мавзолея много известных всему миру имен. Своим творением архитектор Жак-Жермену Суффло увековечил свое имя и тем самым обеспечил внутри него уютное местечко, которое занял в 1829 году.
![Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau)](/wp-content/uploads/2016/12/Жан-Жак-Руссо.jpg)
Задолго до него в числе первых поселенцев тут появились гробницы Вольтера (1791 г.) и Руссо (1794 г.). Их деревянные гробы раскрасили и покрыли сусальным золотом, но внешний декор не способствовал сохранности древесины, и они быстро сгнили.
Эти двое словно и после смерти не могли прийти к согласию, и в знак протеста разместились по разным сторонам усыпальницы. Есть также момент, который многих ставит в тупик – почему французы решили похоронить Руссо в Пантеоне, ведь он был швейцарцем.
Стоит упомянуть, что в 1815 году тело Руссо выкрали религиозные фанатики, а затем бросили в яму с известью. О судьбе Вольтера тоже ходят слухи, якобы его и останки были похищены, но по официальным данным он все еще находится на своем месте.
![Виктор Гюго](/wp-content/uploads/2016/12/Виктор-Гюго.jpg)
Тут отдыхает великий французский романист, прозаик, поэт и драматург Виктор Гюго; писатель и политический деятель Эмиль Золя; создатель письма для слепых – Луи Брайль; физики муж и жена Кюри. Причем Мария Склодовская-Кюри в компании имеет всего одну женщину – Софию Бертло, которая находится тут со своим мужем Марселеном Бертло, оставившим след в области химии и политики. Можно было бы назвать еще одно женское имя – Женевьев Де Голль-Антоньоз, племянницу генерала де Голля, но в Pantheon привезли лишь горстку земли с ее могилы.
Врата в величественный храм упокоения открыты для уснувших вечным сном достойных лиц Франции и сегодня. В 2015 году помимо Женевьев сюда перенесли тела троих героев Сопротивления.
В стенах Пантеона нашли покой более 70-и человек, так или иначе внесших вклад в развитие Франции, и в благодарность им у входа высечена эпитафия, которую можно перевести, как: «Величайшим людям от благодарного отечества».
Пантеон, как достопримечательность
Вдохновлялся Суффло итальянской архитектурой, и Римский Пантеон Агриппы послужил прототипом для создания храма в Париже. Сегодня он знаменит всему миру, конкурируя по красоте с соборами Святого Павла в Лондоне и Святого Петра в Ватикане.
![Парижский Пантеон Парижский Пантеон](/wp-content/uploads/2016/12/Пантеон-в-Париже1.jpg)
Он стоит в Латинском квартале – одном из престижных и дорогих районов, что соответствует пятому округу в центре столицы на левом берегу Сены. Тут находятся университет Сорбонна, Термы Клюни, Люксембургский сад и музей Средневековья. Благодаря стольким интересным историческим объектам сюда ежедневно приходит множество туристов.
Перед склепом полукругом раскинулась площадь с симметричными зданиями по бокам. Между ними вдаль уходит улица имени главного королевского зодчего – Суффло, а в конце нее красуется Эйфелева башня. Место выбрано не случайно, а с целью открыть лучший обзор на храм. Для этого в планах Жак-Жермена даже было изменение вершины холма.
![Париж (Пантеон) Париж (Пантеон)](/wp-content/uploads/2016/12/Париж-Пантеон.jpg)
Особенно великолепен мавзолей вечером, когда зажигается подсветка. Создается впечатление, что здание само излучает торжественный свет, направляя его прямо в небо. Фото Пантеона украшают многие издания мира, и чаще всего он снят именно в ореоле теплого света, разгоняющего сумерки.
Внешнее убранство
На центральном барельефе Родина по-матерински вручает своим детям венцы. Слева ее дар принимают граф и масон Мирабо, писатель и богослов Фенелон, адвокат Мальзерб, морской министр Монж, небезызвестный генерал Карно, публицист и политик Манюэль, а также химики Лаплас и Бертоле. За ними в очередь выстроились естествоиспытатель Кювье, живописец Давид, лекарь Биша и философ Руссо.
![Париж (Пантеон), внешнее убранство! Париж (Пантеон), внешнее убранство!](/wp-content/uploads/2016/12/Пантеон_в_Париже_фасад.jpg)
Справа венки раздаются воинам империи и республики, среди которых генерал Бонапарт, а не прославленный император; привалившийся к своему ружью престарелый гренадер и юный барабанщик из Акрополя.
Под портиком красуются скульптурные группы авторства Мендрона. Одна композиция посвящена Святой Женевьеве в момент, когда она взывает к Аттиле с мольбой помиловать Париж-Лютецию. Вторая изображает крещение царя Хлодвига.
Внутренний декор
Оказавшись внутри, невольно чувствуешь торжественность атмосферы и прохладу даже в летнюю жару. Это покои ее величества Смерти, и не стоит нарушать умиротворение тех, кто поселился в этой роскошной гробнице.
Но не рассчитывайте с порога увидеть лес могил. Их давно перенесли в крипту, а попасть туда можно по лестнице, которая находится за бывшим алтарем.
![Пантеон внутри (Париж) Пантеон внутри (Париж)](/wp-content/uploads/2016/12/panteon-paris-vnutri.jpg)
С 1874 года стены святилища украшают картины, иллюстрирующие историю Франции на разных этапах и барельефы с декоративными орнаментами. Тут можно насладиться фресками Пювиса де Шавана, посвященными благочестивым деяниям св. Женевьевы.
![Пантеон в Париже (внутри) Пантеон в Париже (внутри)](/wp-content/uploads/2016/12/panteon-paris-1.jpg)
На одной из стен картина «К славе» изображает яростную атаку кирасир, которых ведет вперед под своим развивающимся знаменем сама смерть, а перед этим эпическим полотном стоит скульптура из гипса «Национальный Конвент» работы Сикарда.
![Париж (Пантеон внутри) Париж (Пантеон внутри)](/wp-content/uploads/2016/12/panteon-paris1.jpg)
Если посмотреть влево, не ускользнет от внимания статуя Жанны д’Арк, скачущей на коне, и кроме изваяния Орлеанской деве посвящены еще несколько панно и картин.
Смотровая площадка
Чтобы подняться на смотровую площадку под куполом, предстоит преодолеть 206 ступеней. Отсюда открывается потрясающий вид на Париж, ради которого сюда стоит прийти специально.
![Смотровая площадка Пантеона Смотровая площадка Пантеона](/wp-content/uploads/2016/12/smotrovaya-ploshadka-panteon.jpg)
Предварительно надо узнать время работы площадки, которое зависит от погоды, но если ничего не мешает, с апреля по конец сентября доступ сюда открыт ежедневно с 10 до 18:30. С начала октября по конец марта время посещений сокращается на полчаса, и только на три праздничных дня Пантеон закрывают: в день католического Рождества, на Новый год и 1 мая. Когда до закрытия остается 45 минут, новых посетителей уже не пускают.
Панорама Пантеона в Париже
Маятник Фуко в Парижском Пантеоне
Еще одним ценным экспонатом мавзолея является маятник Леона Фуко, который впервые был установлен тут в 1851 г. с подачи Луи Бонапарта. Он демонстрировал траекторию суточного вращения нашей планеты, но некоторые видят в нем и другой смысл – символ переменчивой судьбы Пантеона при разных политических силах, которые превращали страну из монархии в республику, империю и коммуну.
![Маятник Фуко в Парижском Пантеоне Маятник Фуко в Парижском Пантеоне](/wp-content/uploads/2016/12/mayatnik-fyko.jpg)
Маятник весил 28 кг и был закреплен под куполом стальной проволокой, позволяющей ему свободно вращаться.
Читайте также: Мост Александра 3: архитектура, история, фото
Внизу был насыпан и выровнен песок так, чтобы во время движения маятник оставлял след, по которому спустя 32 часа после начала эксперимента можно было увидеть весь его путь.
![Фуко, Жан Бернар Леон](/wp-content/uploads/2016/12/Fuko-zhan-berner-leon.jpg)
Оригинал давно разобрали, и на его месте стоит уменьшенная копия, а возле нее в камне застыла статуя, изображающая египетскую кошку.
Такое интересное соседство вызывает у туристов удивление, и каждый строит собственную версию о единении сдержанной вечности и неустанного человеческого стремления вперед.
Стоимость посещения
Чтобы осмотреть Пантеон в Париже, предстоит купить билет:
- Взрослым он обойдется в 7,5 €.
- Для коллективов из 20 человек с наставником пропуск будет стоить 6 €.
- Достигшие 18-25 лет заплатят 4,5 €.
- Молодые люди 18-25 лет – граждане Евросоюза и посетители младше 18 тел могут наслаждаться экскурсией бесплатно в период с января по март в первый воскресный день каждого нового месяца.
- Бесплатно также для людей с ограниченными способностями в промежутке ноябрь-декабрь во время первых воскресений обозначенных месяцев.
Пантеон на карте
Адрес и как добраться
- Адрес достопримечательности: Place du Pantheon, Paris 75005, 5-й округ.
- Если хотите узнать больше информации, можно обратиться по телефону: +33 1 44 32 18 00.
- Туда проложена линия метро до станции Cardinal Lemoine.
- Ходят такие автобусы: 27,21, 82,38, 84, 89,85.
- Поезд RER: Port-Royal
- Пантеон официальный сайт: http://www.pantheonparis.com/
Пантеон в Париже (Видео)
Пантеон в Париже (Фото)
Автор: Лора Мур