Содержание статьи
- 1 Люксембургский сад: прогулка зелеными аллеями
- 2 Jardin du Luxembourg – осуществившаяся мечта Медичи
- 3 Люксембургский дворец
- 4 Королевская аллея среди лип
- 5 О чем шепчутся скульптуры
- 6 Фонтаны Люксембургского сада
- 7 Музей, в который был влюблен Хемингуэй
- 8 Досуг на территории зоны отдыха
- 9 Растения вокруг дворца Медичи
- 10 Часы работы и дороги, ведущие в Люксембургский сад
- 11 Люксембургский сад на карте
- 12 Точный адрес Люксембургского сада
- 13 Люксембургский сад (фото)
Люксембургский сад: прогулка зелеными аллеями
В VI округе Парижа, недалеко от Пантеона, Латинского квартала и стен Сорбонны, на 26-и га земли, что на левом берегу размеренно текущей Сены, раскинулся роскошный Люксембургский сад. В свое время им любовались многие великие сыны Французской Республики, увековечивая в живописных полотнах и серенадах. Невольно вспоминаются лирические строки Джо Дассена «Люксембургский сад»:
Люксембургский сад…
Я уже давно сюда не приходил…
Здесь бегают дети и падают листья,
Здесь студенты мечтают о том времени, когда закончится их учеба,
А учителя мечтают вернуть те дни, когда она начиналась…
Влюбленные неспешно приподнимают
Рыжий ковер, который расстелила перед ними осень…
Этот парк и сейчас остается любимым местом отдыха парижан, которые чувствуют себя в нем уютно и спокойно. Тут они готовятся к экзаменам, удобно разместившись на лавочках, стульях или просто на траве, и наслаждаются теплыми солнечными деньками, прогуливаясь парочками по тенистым аллеям, по которым когда-то ступала сама Екатерина Медичи.
Jardin du Luxembourg – осуществившаяся мечта Медичи
Своим возникновением Люксембургский сад в Париже обязан королеве, которая оставила яркий след в истории Франции. Ее имя связывали с колдовством, террорами и заговорами. Весьма подозрительно выглядит смерть ее супруга – Генриха IV от руки Ревальяка, который неожиданно из школьного учителя превратился в ярого религиозного фанатика. Усугубляет ситуацию тот факт, что всего за день до этого Генрих поддался на уговоры Марии и согласился короновать ее.
Став вдовой и регентшей своего несовершеннолетнего сына – Людовика XIII, она прочно удерживала бразды правления страной. Но не только власть и политические интриги интересовали монархиню. Благодаря ей появился бульвар Cours la Reine (бульвар Королевы), прекрасная система водопроводов, коллекция картин Рубенса, ныне выставленная в Лувре, и Люксембургский сад вокруг дворца Медичи.
Отдав приказ о начале работ в 1611 году, Мария тем самым проявила ностальгические метания души. Дворцово-парковый ансамбль во многом перекликался с Палаццо Питти и садом Боболи во Флоренции, где она провела свои лучшие годы, а также венчалась с Генрихом IV, хотя на торжественную церемонию вместо себя жених прислал доверенное лицо.
Решив построить в сердце Франции собственную маленькую Италию, королева выбрала место, где когда-то стояла усадьба герцога Пине, принадлежавшего роду Люксембургов, к тому времени давно покинувшего мир живых. По задумке большие лесистые участки перемежались множеством цветочных клумб, озер и фонтанов, а чтобы обеспечить доступ к воде, был построен большой акведук Аркей.
Читайте также: Картины Лувра и история
Хотя с XVII века сад не раз перестраивался, мы еще можем любоваться многим из того, что в свое время построили при великой женщине, например, подковообразным пандусом и высокими террасами, огибающими роскошный центральный фонтан.
Когда Мария Медичи была выставлена своим обожаемым, но достаточно оперившимся для собственных интриг, сыном Людовиком из дворца, ее детище не осталось на произвол судьбы. Люксембургский сад был слишком прекрасен, чтобы о нем перестали заботиться. За счет земель картезианского монастыря его территорию увеличили, а позже от пандуса до парижской обсерватории пролегла авеню де л’Обсерватуар, что положило начало популярности великолепного парка.
В XVIII веке сюда любили приходить за вдохновением философы, драматурги, мыслители и писатели – Дени Дудро и Жан-Жак Руссо, влекомые незримыми тайнами, облаченными в зеленые, геометрически правильные ландшафты.
Люксембургский дворец
С 1615 года в саду началось строительство замка, продлившееся до 1631 года, а занимался проектом Саломон де Бросс – маньерист, потомственный архитектор, имеющий большое влияние во Франции XVII столетия. А вот для внутреннего оформления палат Мария пригласила своего любимого живописца – Питера Паула Рубенса.
Ее завораживала кисть мастера – то, как неподражаемо реалистично фламандец передавал на своих полотнах движение, создавал нежные и чувственные женские образы. С одинаковым мастерством ему удавались портреты, пейзажи, масштабные произведения на религиозную и мифологическую тематику.
По просьбе королевы Рубенс написал для галереи Люксембургского дворца, расположенной на втором этаже (сейчас тут заседает Сенат), 24 картины. Этот большой цикл занял временной промежуток с 1622 по 1625 года, и в нем отображены все главные вехи жизни его венценосной покровительницы, начиная от благословения богов ее родителей на рождение желанного дитя, до примирения Марии с Людовиком после нескольких лет недопонимания.
Тогда еще никто не знал, что облаченная безграничной властью монархиня после долгих лет скитаний будет вынуждена доживать свой век в бедности и одиночестве, найдя последний приют в доме Рубенса на Цветочном переулке в Кёльне.
Сейчас картины гениального художника выставляются на 2-м этаже Лувра в зале №18 в галерее Ришелье.
Время шло, действующие лица менялись. В 1782 году Людовик XVIII решил расширить Люксембургский дворец, пожертвовав шестью гектарами земли, но когда грянула революция, изъятие прилегающих церковных владений позволило вернуть саду его былые просторы.
Статус королевской резиденцией замок сохранял вплоть до 1789 года, но уже в 1791-м был объявлен Государственным дворцом, где вскоре поселилось революционное правительство – Директория. В 1794 году довелось палаццо побывать и тюрьмой, в которой содержалось 800 заключенных. Среди них оказался и Жорж Дантон – один из основателей Первой французской республики.
В 1815 году тут обосновалась палата пэров, ну а в 1879-м здание занял сенат, пребывая там и поныне.
С приходом Наполеона III в 1865 году произошли очередные перемены – целостность территории была нарушена появившимися строениями в южной и восточной частях зеленого оазиса, а также улицей Огюста Конта. При этом был нанесен урон древесному питомнику, который когда-то вдохновлял Ги де Мопассана, и ботаническому садику. Хотя парижане пытались протестовать против вандализма в подаваемой петиции, которую подписали свыше 12 000 человек, положительного результат это не принесло.
Королевская аллея среди лип
Прогуливаясь извилистыми дорожками, хочется свернуть в укромный уголок, чтобы из тени ветвистых деревьев помечтать о прошлом. В фантазиях оживают романтические летние вечера, когда королева любовалась прекрасными фонтанами, вдыхала аромат цветущих лип. Или наблюдала осенью за увядающей природой, одновременно обдумывая очередной монарший указ.
Сегодня в саду нас окружает множество мраморных скульптур и памятников, но это относительно новая декорация – появились они в XIX столетии при короле Луи-Филиппе. Тут есть сцены из мифологии и изваяния венценосных женщин, причем их характеры читаются в камне явно и безошибочно.
Хотя Мария Медичи и была первой, кто обживал палаты Люксембургского дворца, среди венценосных статуй мы увидим первую жену короля Генриха IV, с которой тот вынужден был развестись из-за отсутствия наследников. Маргарита де Валуа, известная как королева Марго, о чем-то задумалась, и немного напоминает древнегреческую богиню.
А вот вторая, она же последняя супруга Генриха, полная ей противоположность. Будучи дамой весьма серьезной, даже теперь Мария выглядит основательной, без малейшего намека на жеманство – суровый взгляд сверху вниз, в руке жезл, как символ власти.
Повстречаете вы и Марию Стюарт, узнав по горделивой осанке и уверенному взору. Хотя она недолго пробыла королевой, будучи супругой болезненного короля Франциска II (1559-1560 года), и после его смерти вернулась в Шотландию, тоже удостоилась чести быть в компании остальных 20-и статуй знаменитых дам Франции.
Другие французские королевы: Бертрада Лаонская, Анна Австрийская, Святая Батильда, Маргарита Прованская, Анна Бретонская, Бланка Кастильская, Клотильда Бургундская.
- Королевы Наварры: Маргарита де Валуа и Жанна д’Альбре.
- Королева-консорт Испании – Мария Луиза Орлеанская.
- Королевы Англии – Матильда Фландрская и Мария Анжуйская, занявшая место скульптуры Жанны д’Арк.
- Регенты Франции – Луиза Савойская и Анна де Божё.
- Герцогиня Орлеанская Валентина Висконти.
- Святая Женевьева Парижская.
- Легендарный символ Тулузы – Клеманс Изор.
- Воспетая Петраркой во многих сонетах возлюбленная им Лаура де Нов.
О чем шепчутся скульптуры
Разбавляют сон горделивых королев статуи Люксембургского сада, изображающие сцены «обыденной жизни» античных дев и богов, а также скульптуры и монументы от классики до сюрреализма.
Рядом со зданием дворца красуется обнаженная «Женщина с яблоками», созданная Жаном Терзиеффом. Есть тут и миниатюрная копия Статуя Свободы («Свобода, освещающая мир») Огюста Бартольди. В отличие от своей 46-метровой и 30-тонной сестры, подаренной Америке на ее сотый год независимости, эта не превышает 2-х метров.
В 2011 году кто-то ночью нанес ей ущерб, отбив держащую факел руку, а потому после двухлетней реставрации статую переместили в более охраняемую зону.
Маленьких Свобод в Париже осталось целых четыре, и остальные три находятся на Лебедином острове посреди Сены, на пришвартованной близ Эйфелевой башни барже и в Музее искусств и ремесел.
Люксембургский сад украшают и монументы с памятниками таким знаменитым людям, как: поет и критик Шарль Бодлер, поэт и литературный импрессионист Поль Верлен, основоположник психологического романа – Стендаль, прозаик-реалист Гюстав Флобер.
Уделите внимание создателю биографического метода в литературе – Шарлю-Огюстену Сент-Бёву, живописцу в стиле рококо – Антуану Ватто, живописцу романтического направления – Энжену Делакруа и композитору, автору многочисленных опер – Жюлю Массне. Необычный вид имеет памятник поэту-сюрреалисту Полю Элюару, выполненный в соответствующей манере авангардистом-скульптором Осипом Цадкиным.
Вас порадует встреча с Шопеном и Бетховеном, Полем Верленом, Анри Мюрже и писательницей Жорж Санд. Есть тут и памятники политическим деятелям: Пьеру Гийому и Мендесу-Франса, а также инженеру-изобретателю и физику Эдуарду Бранли.
Прогуливаясь лазурными полями, создается впечатление, что постоянно перемещаешься из одной эпохи в другую, словно путешествуешь по мирам. Такое ощущение появляется отчасти благодаря скульптурам из древнегреческих мифологий.
Это и Тесей в момент сражения с минотавром, и сатир Силен. Неожиданно перед зрителями предстает Геркулес, пытающийся повернуть русло реки Альфей и Арио с дельфином. Немало в парке и изваяний животных, застывших в грациозных позах, принадлежащих авторству скульптора Огюста Кэна.
Фонтаны Люксембургского сада
Многочисленных туристов и местных жителей привлекает в столь изысканное место с открытыми просторами и укромными закоулками возможность посидеть у одного из фонтанов с водоемами.
С запада от дворца можно найти один из них, посвященный графику и живописцу Эжену Делакруа с его бюстом посреди композиции с аллегорическими статуями. Изваял его в бронзе Жюль Дало в 1890 году.
Отправившись в южном направлении, увидите сад Обсерватории с фонтаном, где основной композицией является Земля, удерживаемая четырьмя женскими фигурами, символизирующими Америку, Африку, Азию и Европу. Произведение так и называется: «Четыре стороны света». Наша планета находится внутри полой воздушной сферы, опоясанной кольцом, на котором друг за другом расположены знаки зодиака.
Под каждой девушкой из водной стихии вырывается пара морских скакунов Нептуна, а рядом с ними рыбы, выпускающие струи воды в ответ на те, что направляют в их сторону черепахи, расположенные на противоположном конце бассейна.
Над фонтаном работало четыре скульптора: Луи Вийемо, Пьер Легрэн, Эммануель Фреми и Жан-Батис Карпо.
В центре парка привлекает большой восьмиугольный пруд Гран Басен (Grand Bassin). Особенно интересен он детворе, которая любит пускать по воде кораблики.
Кстати, если нет своего, рядом есть выбор моделей, которые можно взять напрокат.
Об этом развлечении не забыл упомянуть в своей песне и Джо Дассен, продолжая страдать от любви:
Там, где идет этот ребенок, я проходил когда-то…
Он идет почти по следам, оставленным мной…
Мои кораблики еще колышутся на волнах бассейна…
Хотя годы умерли,
Воспоминания живы…
Еще один день без любви,
Еще один день жизни…
Дождливый день, который уходит,
Дождливый день вдали от тебя…
Но самый известный, это Фонтан Медичи в Люксембургском саду. Таким, каким видим его мы, он стал в 1862 году. Причем его пришлось сдвинуть на 30 м, чтобы протянуть авеню Медичи.
Появился прилегающий к нему пруд, протяженностью в 50 м, куда запустили несколько видов рыб, и теперь там есть даже сомы. Водная гладь, словно зеркало, отражает свисающие гирлянды плюща.
Именно сюда приходят посетители, желая скрыться от летней жары в прохладе каштановых аллей, а заодно полюбоваться скульптурным эскизом, запечатлевшим трогательный момент встречи нимфы Галатеи со своим возлюбленным пастухом Атисом, над которыми нависает ревнивец циклоп Полифем. Эта архитектоника тоже появилась позже, а авторство принадлежит скульптору Оттэну.
Однажды снесенные, вернулись на свои места статуи Сены и Роны, а также восстановлены гербы Франции и рода Медичи. А если обойти этот фонтан, можно увидеть еще один – «Леда и лебедь», где центральную часть занимает прекрасный барельеф.
Музей, в который был влюблен Хемингуэй
Со стороны оранжереи в крыле Люксембургского дворца в 1750 году открылся первый общественный музей, где каждый мог посмотреть выставку королевских полотен. А в 1818 году он стал первым европейским музеем современного искусства, куда художники подавали свои произведения на суд зрителей.
В 1871 году управляющим в нем назначили Андре Жилля – того самого иллюстратора, который прославился карикатурами, часто публикуемыми в парижских газетах, а также афишей для кабачка на Монмартре «Проворный кролик». Под его руководством тут стали выставлять собственные работы наиболее талантливые художники и скульпторы, что послужило поводом присуждения заведению звания Государственного музея новейшего искусства в 1937 году.
Эрнест Хемингуэй, живший неподалеку в 1920-х годах, не в силах был пройти мимо вернисажа. В своей книге «Праздник, который всегда с тобой» он упоминает, что старался так выбирать дорогу, дабы пройтись по Люксембургскому саду и свернуть в музей ради полотен импрессионистов Моне и Мане, а также постимпрессиониста Сезана.
В 1986 году большинство собраний передали в музей Орсэ, освободив пространство под тематические выставки, которые периодически меняются. Увидеть их можно ежедневно, кроме 25 декабря, в понедельник и пятницу: 10:00-21:30, а в остальные дни до 19:00.
Досуг на территории зоны отдыха
Помимо пускания корабликов в этом райском уголке имеются и другие развлечения. Например, можно прокатиться на старинной карусели, поиграть на детской площадке с множеством горок и качелей, прокатиться на пони или в экипаже. Тут есть даже площадки для игры в баскетбол, бочче, большой теннис и его предшественника – жё-де-пом. Те, кто предпочитает проводить время более спокойно, могут устроить состязание в шахматы с местными гроссмейстерами.
Посетите музыкальный павильон, где частенько играет живая музыка. Внешняя стена постройки использует для размещения работ фотографов, так что в одном месте можно наслаждаться как прекрасными музыкальными произведениями, так и получать созерцательно-эстетическое удовольствие.
Обязательно посетите театр кукол «Гиньоль» с Петрушкой в главной роли. Работает он с 11 до 15:30, правда не ежедневно, а потому предварительно посмотрите расписание спектаклей. Вход стоит 6 евро.
Растения вокруг дворца Медичи
Как и остальные парки Парижа, Люксембургский сад выдержан в строгих правилах по разведению, содержанию и уходу за зелеными насаждениями. Всегда идеально подрезанные, устойчивые к климатическим условиям, загрязненному воздуху и болезням, зимой некоторые из них содержатся в местной оранжерее в больших кадках, а весной вновь украшают аллеи.
Это апельсиновые и гранатовые деревья, финиковые пальмы, олеандры, причем некоторые старожилы достигли почтенного 200-летнего возраста.
А вот белые каштаны, липы, клены, груши и яблони, сорта которых выведены еще в питомнике монастыря, всегда на своем посту. Есть тут и другие растения, например: лавры, бирючина и аукубы.
Все это растительное богатство служит пристанищем для городских птиц: воробьев, пестрых дятлов, корольков, которые шумно радуются приходу весны, наполняя зеленую зону тренькаем, стуком и переливами голосов наперебой.
Кроме кустов и деревьев садовники разбивают цветочные клумбы, стараясь, чтобы они оставались цветущими весь теплый период года. Им приходится трижды обновлять цветники, высаживая растения, соответствующие текущему месяцу.
Читайте также: Музей Родена, скульптуры, история, адрес
Для этого в теплицах и оранжерее 1839 года постройки постоянно выращивают и культивируют новые сорта. В начале XIX столетия площадь оранжереи была расширена, что позволило увеличить ассортимент флоры. Летом же, когда большинство ее квадратных метров пустует, внутри проводят временные выставки.
Куда ни посмотри, везде пейзаж радует взгляд. Восхищают даже ровно подстриженные лужайки травы, а кое-где встречаются истинные чудеса мастерства садовников – искусно вырезанные фигурные орнаменты с завитками прямо на зеленом газоне.
Часы работы и дороги, ведущие в Люксембургский сад
Хотя Люксембургский сад и является общественным местом, время от времени он закрывается, чтобы обслуживающий персонал мог «почистить его перышки» – провести работы по починке, уборке и облагораживанию территории.
Начиная с апреля и по последний день октября отдохнуть в тени деревьев тут можно с 7:30 до 21:00. С ноября по апрель открытие происходит в 8:00, а закрытие – в 17:00.
Добраться до дворцово-паркового комплекса легко на метро, причем выйти можно на станциях Odeon, Notre-Dame-des-Champs или Cluny — La Sorbonne, а также Port-Royal возле южной его части.
Альтернативой служит электричка RER, которая довезет до остановки Luxembourg.
Любителям автобусов помогут маршруты: 89, 84 и 58, идущие до остановки Luxembourg, а №: 86, 70, 63 и 87 – до Saint Sulpice.
Если же решили прогуляться пешком, любуясь достопримечательностями Парижа, по бульвару Сен-Мишель дойдите до авеню Вожинар и сверните направо, ориентируйтесь на кованую ограду парка, которую отлично видно издали. Кстати, напротив бульвара на другой стороне Сены расположен собор Нотр-Дам де Пари, так что, достаточно пройти через мост Сен-Мишель, и вы почти у цели.
Люксембургский сад на карте
Точный адрес Люксембургского сада
Адрес Люксембургского сада и дворца: Rue de Médicis, Paris 75006
Телефон: +33 1 42 34 23 62
Сайт Люксембургского музея: http://museeduluxembourg.fr
Люксембургский сад (фото)
Автор: Лора Мур