Содержание статьи
- 1 Большой дворец и Малый дворец в Париже: собрание достижений науки и искусства
- 2 Поиски зодчих
- 3 Стиль Большого и Малого дворцов
- 4 Строительство и реконструкции Большого дворца
- 5 Строительство и реконструкции Малого дворца
- 6 Внутренний дворик Малого Дворца
- 7 Музеи Большого дворца
- 8 Панорама Большого Дворца
- 9 Музеи Малого дворца
- 10 Панорама Пети-Пале
- 11 Сервис Большого и Малого дворцов
- 12 Часы работы и стоимость посещений Дворцов
- 13 Билеты в Большой и Малый Дворец
- 14 Местоположение и как добраться до Большого и Малого дворцов
- 15 Большой и Малый Дворец на карте
- 16 Контактная информация
- 17 Гран-Пале в Париже (Видео)
- 18 Большой и Малый Дворец (Фото)
Большой дворец и Малый дворец в Париже: собрание достижений науки и искусства
Достопримечательности Парижа можно перечислять долго. Каждое здание, памятник, мост или парк, это произведение архитектурного и ландшафтного искусства с богатым прошлым. Многие родились в глубине веков, помнят королей, революции и войны. Наряду с ними есть более современные, но не менее ценные достояния – Малый дворец и Большой дворец в Париже, расположенные в 8-м округе столицы рядом с Елисейскими полями.
Вместе с мостом Александра III; Эйфелевой башней; вокзалом, а ныне музеем Орсе; Лионским вокзалом и первой парижской линией метро, к Всемирной выставке 1900 года спешили возвести два прекрасных сооружения – Grand Palais и Petit Palais. Стройка развернулась в 1897 г. одновременно на двух площадках под руководством архитектора Шарля Жиро.
Поиски зодчих
О дате проведения Всемирной выставке в Париже было известно заранее, и у города было время на подготовку. Но действовать пришлось решительно и быстро, ведь построить нечто монументальное и полностью готовое к работе – задача трудоемкая и непростая.
Прежде всего, в 1896 г. был объявлен конкурс архитекторов, способных предложить оригинальную идею, но при этом победителем мог стать только француз. Желающих принять участие в столь грандиозном событии нашлось много, и не удивительно, ведь это возможность оставить след своих деяний в истории.
Однако никто так и не смог предложить что-то настолько интересное, чтобы ему вручили безраздельные бразды правления. И все же внимания заслуживали идеи трех зодчих, вот им и было решено поручить совместный проект, за который они впоследствии получили Французскую премию в области архитектуры.
Парадную часть Гран Пале, смотрящую на авеню Уинстона Черчилля, доверили Анри Деглану. Средней зоной и Почетным салоном (Salon d’Honneur) занимался Альбер Луве. Над тыльной стороной (теперь там Дворец открытий – Palais de la Decouverte) работал Альбер Тома. Руководил же «тремя мушкетерами» Шарль Жиро, который одновременно курировал и строительство Пти Пале.
Стиль Большого и Малого дворцов
Грань XIX-XX столетий отмечена уходом от преувеличенной помпезности ампира, рококо и барокко в чистом виде. На их место приходит новый дух модернизма и индустриализации с явными элементами направления боз-ар, для которого характерны симметрия, продуманная система входов, лестниц и наполнение пространства барельефами, скульптурами и картушами. Это позволило естественно вписать в городской патриархальный ансамбль модернизированные постройки, которые и ныне смотрятся вполне прогрессивно, интересно, а главное – уместно.
Строительство и реконструкции Большого дворца
Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.
Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.
Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.
Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.
Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.
Читайте также: Музей Лувр в Париже, все что нужно знать туристу
В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.
После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.
На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.
Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.
Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.
Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».
Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.
Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.
Строительство и реконструкции Малого дворца
Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.
В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.
Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.
В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.
Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.
Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.
Внутренний дворик Малого Дворца
Внутренний дворик, который раньше был закрыт для посещения публикой, сейчас превращен в зимний сад с тремя бассейнами, экзотическими растениями и травами. В этом райском уголке приятно посидеть за столиком с чашечкой кофе и свежим круассаном, любуясь сводом, украшенным фресками, выполненными в манере времен Ренессанса. Эта техника была забыта, но Пол Бодуэн изобрел ее заново.
Заслуживают восхищения также оконные витражи и мозаичный пол галереи, павильона и ротонды на первом этаже, созданные в мастерской Giandomenico Facchina (1826-1923).
Стиль Petit Palais перекликается с Grand Palais, что естественно, поскольку оба здания стоят друг напротив друга, и взаимодополняют оформлением. Ар-нуво читается во всем – использовании стекла и металла, эмали, мотивах флористики, смелом способе самовыражения и стремлении создать то, что будет гармонично смотреться сейчас и через многие десятилетия.
Музеи Большого дворца
На фронтоне Гран Пале можно прочитать: «Здание посвящается Республикой славе французского искусства». Но что сразу бросается в глаза, это венчающие оба хода медные квадриги, придуманные Жоржем Ресипоном. Та, что обращена к Елисейским полям, называется «Бессмертие, обгоняющее время», а на Сену смотрит «Гармония, побеждающая раздор».
Внутри посетители могут побывать в двух музеях. Отправившись в западное крыло, попадете в Музей изобретений и новаторских находок. В северной части здания удивительные экспонаты представляет Художественная галерея. Еще есть южное крыло, отданное под русскоязычный факультет Сорбонны, где помимо семинаров и лекций по искусствоведению организовываются разные выставки.
В залах радуют взор восхитительные скульптуры, редкие гравюры, фотографии, зарисовки, полотна знаменитых художников, причем как старой школы, так и современников. Сюда принимают только достойные работы, поэтому попасть на экспозицию в Большой дворец очень сложно.
Кроме этого в салоне представлены потрясающие в своей чистоте и красоте драгоценные камни и бесподобные украшения. Посетителям покажут эволюцию ювелирного искусства, начиная от великих монголов до махараджей, собранных в коллекции Аль Тани, составленной из предметов престижных учреждений и частных владений.
Читайте также: Версаль в Париже, часы работы, как добраться, фото
Насладившись блеском игривых самоцветов в обрамлении благородных металлов, отправляйтесь в Музей изобретений, где собраны сокровища совсем иного рода. В нем любопытно посмотреть на последние достижения французской науки, посетить планетарий и познакомиться с редкими артефактами Земли и вселенной. Экспозиции покажут, что точные науки могут быть интересными, а школьникам в увлекательной форме продемонстрируют на практике теорию, усвоенной ими на уроках.
Особое время начинается в декабре и январе, когда на площадке под стеклянным куполом заливают огромный каток, и желающие могут попасть на ночное представление, которое проходит три раза в неделю и длится до 2-х ночи.
Также тут постоянно устраиваются модные показы известных модельеров, книжные ярмарки, концерты и даже конные шоу.
Панорама Большого Дворца
Музеи Малого дворца
Пти Пале тоже необычайно интересен, как собственной архитектурой, так и проходящими в нем вернисажами, а прекрасный сад во внутреннем дворике – изюминка дворца.
Изначально после окончания Всемирной выставки его должны были разобрать, но он настолько лаконично вписался в пейзаж Елисейских полей, что разрушать столь привлекательное строение показалось неправильным, и его превратили в городскую галерею, а вернее – в Музей изящных искусств.
Ныне в хранилищах Petit Palais находится около 45 000 бесценных произведений, начиная от древности до ХХ столетия. Пуссен, Доре, Рубенс, Дюрера, Моне, Рембрант, Мане и Ренуар – мастера, чье присутствие в виде бессмертных творений обрадует ценителей и обывателей.
Удивительна и неповторима подборка артефактов, рожденных в Греции, Египте и Риме, охватывающая разные временные периоды. Тут представлены уникальные образцы античной эмали, гобеленов XVIII столетия, подлинных предметов мебели, раритетных изданий библиотеки и неподражаемых ювелирных украшений направления ар-нуво. Галереи украшают скульптурные ансамбли и полотна семейства Так, коллекция икон Роже Кабаля. Среди популярных имен встречаются и малоизвестные, представляющие собственные картины и фотографии на суд посетителей.
Большинство предметов (20 000 экземпляров) некогда были переданы в музей из частного собрания антиквара Огюста Дютуи, среди которых только гравюр не менее 12 000. Остальное было собрано городом в разные годы.
Помимо художественных вернисажей Малый дворец в Париже часто проводит вечера, посвященные модным коллекциям одежды, организовывает лекции и концерты.
Панорама Пети-Пале
Сервис Большого и Малого дворцов
Помимо экскурсии по выставочным залам гостей приглашают посетить магазины, где множество товаров, связанных с экспозициями: книги и альбомы с репродукциями, статуэтки и пресс-папье, подсвечники, украшения, сумки, штопоры, посуда и другие сувениры, с которыми экскурсия останется в памяти навсегда.
Чтобы познакомиться с хранящимися в библиотеке Малого дворца документами, надо подать предварительный запрос на допуск в читальный зал, после чего выдается временный пропуск. Еще можно записаться на участие в одном из проводимых семинаров или литературную экскурсию, а с их программой легко ознакомиться на официальном сайте.
В центре Пти Пале находится прекрасное, уютно кафе «Le Jardin Du Petit Palais», где в тишине приятно посидеть подальше от суеты большого города. Изысканная обстановка располагает к отдыху – экзотические растения, колонны, а мозаичный рисунок присутствует даже на посуде. Стоимость блюда дня с десертом – 15,90 евро.
Открыто заведение ежедневно 10:00-17:00, в пятницу до 19:00. Понедельник – выходной.
В Grand Palais есть собственный ресторан, в котором предлагают дегустацию меда, собранного непосредственно на территории дворца. Открыт он в часы работы Пале.
Часы работы и стоимость посещений Дворцов
Хотя Большой и Малый дворцы стоят рядом, глядя друг на друга, время их работы отличается.
Часы работы Большого Дворца:
- Большой дворец принимает гостей ежедневно: 9:00-22:00.
- Вторник – выходной.
Часы работы Малого Дворца:
- Малый дворец работает: ежедневно 10:00-18:00.
- Понедельник – выходной.
Билеты в Большой и Малый Дворец
- Временные и постоянные выставки Гран Пале обойдутся 6-12 евро.
- Постоянные выставки Пти Пале открыты для всех бесплатно, что очень радует, хотя это и необычно.
- Временные стоят 4-11 евро.
Для справки: в Париже существует замечательная традиция – объявлять «ночь музеев». Это значит, что любой музей столицы после 18:00 до полуночи работает бесплатно.
Очереди собираются большие, но разве это препятствие перед возможностью увидеть лучшие шедевры мирового искусства?
Местоположение и как добраться до Большого и Малого дворцов
Прохаживаясь по дорогим бутикам на Елисейских полях, заглядывая в легендарные бары, любуясь достопримечательностями или прогуливаясь по мосту Александра III, сложно не заметить два великолепных здания, напоминающих шкатулки, где обычно хранят самые ценные сокровища.
Большой дворец в Париже и его постоянный сосед – Малый дворец, заняли почетное место к югу от Шанз-Элизе, разместившись между центральной улицей столицы и площадью Согласия, где гордо возвышается луксорский обелиск фараона Рамзеса II, подаренный городу египетским правителем Мехметом Али в 1831 г.
Добраться до Музея изящных искусств и Дворца открытий можно, взяв такси, и с комфортом доехать из любой точки города.
Если же предпочитаете сами прокладывать маршрут, предстоит прибегнуть к услугам городского транспорта.
Спустившись в метро Парижа, держите путь до станции Champs-Elysees – Clemenceau или Franklin D. Roosevelt.
Городская электричка RER тоже быстро и недорого довезет до остановок Invalides, но подойдет и Charles de Gaulle – Etoile.
Автобусы тут ходят точно по расписанию, а потому это также отличный вариант, а нужные вам маршруты: 93, 83 или 80, 73 или 72, 32, 42 и 28.
Смотрите подробную карту автобусных маршрутов
Большой и Малый Дворец на карте
Контактная информация
Адрес Большого дворца: 3 Авеню дю Эйзенхауэр 75008 Париж, Франция
Контактный телефон: +33 1 44 13 17 17
Официальный сайт Гран Пале: www.grandpalais.fr
Адрес Малого дворца: Авеню Уинстон Черчилль, 75008 Париж, Франция
Контактный телефон: +33 1 53 43 40 00
Официальный сайт Пти Пале: www.petitpalais.paris.fr
Гран-Пале в Париже (Видео)
Большой и Малый Дворец (Фото)
Автор: Лора Мур