Что посмотреть в музее Орсе в Париже
Что посмотреть в музее Орсе в Париже

Что посмотреть в музее Орсе: известные картины в здании вокзала

Там, где по железнодорожному полотну колесили поезда, в 1986 году появилась одна из самых посещаемых галерей Парижа. Музей Орсе знаменит своими коллекциями скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства, графики, фотографии, кино и архитектуры.

В нем выставлено самое крупное в Европе и мире собрание работ импрессионистов и постимпрессионистов от середины XIX до начала ХХ столетия.

Читайте также: Что посмотреть в Лувре: ТОП шедевры знаменитого музея

Сооружение состоит из трех уровней. На верхнем этаже разместились полотна таких мастеров, как Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Ренуар, Моне, Дега, Гоген, Писсаро и других.
Второй ярус, это царство искусства периода III Империи, академической живописи и направления арт-нуво, охватывающее временной промежуток между 1870 и 1914 годами.

Цокольный этаж представляет 1848–1870 года с такими именами, как Мане, Энгра, Моро, Базель и Делакруа.

Фонд музея пополнялся из разных источников, но в основном из Лувра, Люксембургского и Малого дворцов. Также среди произведений немало подарков от самих художников и частных коллекционеров. Например, впечатляет дар техасских супругов Спенсери Марлен Хейс, которые в 2016 г. вручили музею около 600 произведений искусства, включающих картины, скульптуры и наброски с условием, что дар сохранят вместе.

Особенность Musée d’Orsay в том, что он напоминает естественный кусочек пазла, дополняющий временной пробел, образовавшийся между выставками Лувра (от древностей до XVIII века) и Центра Жоржа Помпиду, в котором делается упор на современное творчество, начиная с 1900 года.

Музей Орсе входит в десятку популярнейших вернисажей мира и тройку в Париже. Величественное здание сложно не заметить, тем более что оно находится напротив сада Тюильри на левом побережье Сены.

Непременно найдите время, чтобы посетить эту удивительную сокровищницу шедевром мирового искусства. Поскольку на огромной площади собраны тысячи работ, выделить и рекомендовать для осмотра некую часть довольно сложно, тем более у каждого свои кумиры.

Но некоторые картины музея Орсе должен увидеть каждый, ведь это по-настоящему драгоценные жемчужины.

Винсент Ван Гог

Крестьянка возле очага (1885 г.)

Крестьянка возле очага
Крестьянка возле очага

Одна из редких ранних работ мастера в так называемый его «крестьянский» период, когда он использовал в основном темные тона, подчеркивая тяготы жизни простого народа.

Императорский фритрилляр в медной вазе (1887 г.)

Императорский фритрилляр в медной вазе
Императорский фритрилляр в медной вазе

Создавая этот букет, Винсент думал о Агостине Сигатори – владелице кафе «Тамбурин» на бульваре Клиши, которой в то время был увлечен.

Он дарил ей нарисованные цветы вместо живых, поскольку они никогда не увянут.

Художник Эмиль Бернар по этому поводу однажды пошутил, что так «Тамбурин» вскоре превратится в искусственный сад.

 

 

Звездная ночь (1888 г.)

Звездная ночь (1888 г.)
Звездная ночь (1888 г.)

Картина появилась в начале пребывания Ван Гога в клинике в Арле. Ему давно хотелось написать звездную ночь, преисполненную ярких красок. В одном из писем он писал: «Часто мне кажется, ночь еще более насыщенно окрашена, чем день».

Несмотря на использование художником темных оттенком синего, звезды на таком фоне выглядят сверкающими драгоценностями, а влюбленная пара привносит в атмосферу ощущение умиротворения.

Спальня Ван Гога в Арле (1889 г.)

Спальня Ван Гога в Арле
Спальня Ван Гога в Арле

Одна из трех практически идентичных картин, изображающих реальную обстановку интерьера художника, когда он проходил лечение в клинике города Арле. Особенность в том, что на стенах нарисованных апартаментов мастер изобразил другие свои полотна.

В письме к брату Тео, Ван Гог писал, что хотел передать тот покой, в котором давно нуждается.

Автопортрет (1889 г.)

Автопортрет Ван Гог
Автопортрет Ван Гог

За 10 лет живописец создал более сорока автопортретов. Так он экономил на натурщиках и наблюдал за переменами своего внутреннего «Я», которое недоступно никакому фотографу. Можно сказать, это своего рода откровение.

Анри Тулуз-Лотрек

Будучи знаменитым ловеласом и кутилой, неудивительно, что среди его работ так много изображений женщин.

Русе также называется Туалет (1889 г.)

Русе также называется Туалет (1889 г.)
Русе также называется Туалет (1889 г.)

Одна из тех картин, где он представил натуру «без излишеств», словно подглядывая за ней в замочную скважину, чтобы узнать, чем занимаются прелестные создания наедине с собой.

Характерная черта кисти мастера – рыжие волосы модели. Именно такой цвет обожал Лотрек и практически всегда наделял ими натурщиц на своих полотнах.

Один (1890 г.)

Один
Один

Беглый набросок литографии, изображающий быт обитательниц борделя. Сам художник был частым гостем в подобных заведениях, и не видел в этом ничего предосудительного. Рисуя девушек, он не старался приукрасить действительность, и в данном случае мы видим момент, когда блудница предлагает себя очередному клиенту.

Джеймс Тиссо

Встреча Фауста и Маргариты (1860 г.)

Встреча Фауста и Маргариты (1860 г.)
Встреча Фауста и Маргариты (1860 г.)

На сюжет мастера вдохновила «Трагедия Фауста» Гёте. Также он был увлечен идеей возрождения исторической живописи, где с помощью костюмов, мимики, поз, архитектуры и ярких оттенков создавалась иллюзия реальности происходящего.

Поль Синьяк

Les Andelys; TheRiverbank (1886 г.)

Les Andelys; TheRiverbank
Les Andelys; TheRiverbank

Картина написана в переломный момент смены стиля художника. Живя одно время в Ле-Андели, Синьяк написал серию из десяти пейзажей в стиле Дивизиона, и это одно из главных.

Поль Серезье

Тетраэдры Пола (1910 г.)

Paul Sérusier
Paul Sérusier Тетраэдры Пола

Это самая мистическая и абстрактная картина из триптиха: Тетраэдры, Золотой Цилиндр и Происхождение. В ней заложен глубокий замысел, показать происхождение жизни и вселенной, связь между людьми и космосом.

Теодор Руссо

Проспект в лесу Л’Иль-Адам (1849 г.)

Проспект в лесу Л'Иль-Адам (1849 г.)
Проспект в лесу Л’Иль-Адам (1849 г.)

Художник известен своей необычайной любовью к природе, и его считают одним из величайших пейзажистов XIX столетия.

Он предпочитал писать с натуры, мог часами вырисовывать каждый листик или дерево.

Создавая это полотно, Руссо приезжал в L’Isle-Adam три весны подряд, чтобы поймать тот вертикальный свет, который считается особенно трудным для передачи на холсте.

Огюст Ренуар

Мальчик с котом (1868 г.)

Мальчик с котом
Мальчик с котом

Картина относится к периоду начала карьеры живописца и уникальна тем, что подобное мужское ню больше не имеет аналогов в творчестве Ренуара.

Танец в Ле Мулин де ла Галетт (1876 г.)

Бал в Мулен де ла Галетт
Бал в Мулен де ла Галетт

Одна из наиболее важных работ живописца, хотя и подвергалась критике современников во время выставки импрессионистов в 1877 г. Художник передал стремление парижан к веселью и развлечениям, изобразив радостную атмосферу популярного танцевального сада на Бьют Монмартр, а в толпе – несколько его лучших друзей.

Купальщицы (1910 г.)

Купальщицы
Купальщицы

Это одновременно эксперимент и возвращение к любимой теме живописца – действие на природе. Данное полотно – своего рода райский сад, идиллическое видение чувственности моделей, для которых использовались насыщенные цвета и полные формы. Также сложно не заметить увлечение художника работами Рубенса и Тициана.

Одилон Редон

Сон Калибана (1895 – 1900 г.г.)

Сон Калибана
Сон Калибана

Вдохновленный миром шекспировской «Бури», Редон перенес на полотно миф о Калибане – неукротимым злобном существе, сыне ведьмы, вступившим в противостояние с Просперо – герцогом Милана, сосланным на необитаемый остров, заселенный лишь коварными сущностями.

Пока Калибан – тщедушный гном с огромными ушами, дремлет под деревом, за ним шпионят помощники духа воздуха Ариэля, чтобы донести об увиденном Просперо.

Гюстав Моро

Орфей (1865 г.)

Gustave Moreau
Gustave Moreau

Картина пронизана мистикой, таинственностью и печалью. Это история из греческой мифологии об Орфее, который был настолько искусным поэтом и музыкантом, что мог очаровывать даже диких зверей. Однако его обаяние не подействовало на менад, и после смерти Эвридики они разорвали его на части за то, что он их отверг.

На картине Моро девушка лелеет голову поэта, уложив ее на лиру из черепахового панциря. Это согласуется с мифом о том, что первая лира была сделана именно и этого материала.

Сцена и сам фон природы преисполнен спокойствием и достоин самого Леонардо Да Винчи.

Галатея (1880 г.)

Галатея (1880 г.)
Галатея (1880 г.)

Еще одно полотно Гюстава Моро на мифологическую тему. На этот раз в основе лежит поэма Овидия «Метаморфозы» (12 басня) о любовном треугольнике – в то время как Галатея влюблена в пастыря Ациса, по ней беззаветно вздыхает циклоп Полифем, раздираемый ревностью.

Автор противопоставляет любовь и презрение, красоту и уродство, борьбу тени и света, добра и зла. Однако Полифен Гюстава больше напоминает меланхолическое существо, нежили злобного людоеда.

Клод Моне

Охотничий трофей (1862 г.)

Охотничий трофей (1862 г.)
Охотничий трофей (1862 г.)

Натюрморт был любимой темой художника, особенно в начале его карьеры. Композиция выглядит реалистично и живо, а отпустив воображение, кажется, будто улавливаются тонкие нотки аромата меха, перьев и пороха.

Уголок квартиры (1871 г.)

Уголок квартиры (1871 г.)
Уголок квартиры (1871 г.)

Живя в Аржантее под Парижем с 1871 по 1878 года, мастер часто изображал свою семью, и эта одна из таких работ – на первом плане старший сын Джин, а на заднем фоне угадывается фигура жены. Даже столь обыденный сюжет притягивает внимание, заставляя остановиться и рассмотреть картину внимательно, изучая каждую деталь.

Лондон, здание парламента. Солнце сквозь туман (1904 г.)

Лондон, здание парламента. Солнце сквозь туман (1904 г.)
Лондон, здание парламента. Солнце сквозь туман (1904 г.)

Знаменитый лондонский туман превращает реальность в мираж. Здания кажутся призраками, которые, то ли пытаются выплыть из дымки, то ли раствориться в разноцветной мгле.

Эдуард Мане

Олимпия (1863 г.)

Олимпия (1863 г.)
Олимпия (1863 г.)

После представления публике это произведение вызвало бурю неодобрения, как манерой исполнения, так и композицией.

Используя идею изображения обнаженной Венеры, Мане максимально упростил сюжет, изобразив в этой роли обычную проститутку с вызывающим взглядом.

Кроме этого, по мнению критиков, тут плохо подобран фон, а из-за странных переходов белого и желтого, девушку прозвали «однополой желтушкой».

Обед на траве (1963 г.)

Обед на траве (1963 г.)
Обед на траве (1963 г.)

Предложенная к выставке в Салоне в 1863 году, картина вызвала одновременно негодование и шутки. Хотя свое вдохновение Мане черпал у Тициана и Маркантонио Раймонди, он привнес в содержание собственную смелость.

Однако лишенная мифологического окраса, в глазах публики того времени она выглядела весьма непристойно. Шутка ли – одна полуголая, а вторая абсолютно оголенная девицы в окружении одетых мужчин на поляне в лесу.

Эмиль Золя (1868 г.)

Эмиль Золя (1868 г.)
Эмиль Золя (1868 г.)

Портрет стал началом верной дружбы между писателем и художником. Эмиль Золя отдавал предпочтение скандальным мастерам, чьи работы вызывали в обществе резонанс.

На полотне он окружен элементами, которые были ему по вкусу, и среди них угадывается картина «Олимпия» Эдуарда Мане, в свое время подвергшаяся жестокой критике цензоров.

Жорж Леммен

Пляж в Хейсте (1891 г.)

Пляж в Хейсте (1891 г.)
Пляж в Хейсте (1891 г.)

Будучи еще совсем молодым художником, Леммен придумал оригинальную манеру изображать пейзажи и портреты. Круглые и овальные точки, плотно прилегающие друг к другу, позволяли ему создавать отдельные цветные зоны, которые мягко, естественно и плавно сливались, при этом, не нарушая, границы друг друга.

Пьер Лего

Святой Лаврентий, мученик (1874 г.)

Святой Лаврентий, мученик (1874 г.)
Святой Лаврентий, мученик (1874 г.)

Глядя на эту картину, невольно ассоциируешь ее с работами Микеланджело. Техника, ключевые моменты, композиция сцены выполнены в стиле барокко.

Хотя полотно было удостоено первой премии «Salon» в 1874 г., не обошлось без критики – живописца обвиняли в перегруженности сюжета, путанице ракурсов и чрезмерном переплетении частей тел.

Жан Огюст Доминик Энгр

Весна (1820 – 1856)

Весна (1820 – 1856)
Весна (1820 – 1856)

Картина писалась 36 лет, причем в последние годы мастеру помогали его ученики.

Художнику удалось создать идеальную женскую красоту.

Мазок его кисти достиг того совершенства, когда кожа под ним кажется настоящей, юной и бархатистой, а плавные линии придают фигуре изящество и гибкость.

Первым владельцем полотна был граф Дюшатель.

В его доме холст окаймляли крупные растения, отчего весенняя нимфа действительно напоминала живую девушку.

Анри Жервекс

Ролла (1878 г.)

Ролла (1878 г.)
Ролла (1878 г.)

Картина вызвала бурю негодования и была признана аморальной. Однако не из-за обнаженной женской натуры (она выполнена по всем канонам того времени), а из-за деталей туалета: платье, наспех расстегнутый корсет, подвязки, поверх которых лежит черный цилиндр.

По мнению критиков, такое расположение одежды означает, что юная дева добровольно вступила в связь с мужчиной, что подчеркивает ее статус проститутки.

Также судей возмутила трость (фаллический символ), выглядывающая из горы женских нарядов, что воспринимается метафорой на половой акт.

Поль Гоген

Радость (1892 г.)

Радость (1892 г.)
Радость (1892 г.)

Побывав на Таити, Гоген был очарован простым образом жизни местного населения, и это вылилось в серию картин. Одна из них – «Радость», где изображен полный гармонии мир и человек, живущий в тесном союзе с природой и богом.

Однако, вопреки ожиданиям художника, на выставке работа не снискала похвалы, таитянские названия многих раздражали, а рыжая собака на переднем плане вообще стала предметом сарказма.

Леон Фредерик

Эпоха трудящихся (1895 – 1897 г.г)

Эпоха трудящихся (1895 – 1897 г.г)
Эпоха трудящихся (1895 – 1897 г.г)

Работа выполнена в формате триптиха и изобилует событиями. В огромной толпе каждый занят чем-то своим: мать кормит младенца грудью, дети играют, мужчины заняты ручным трудом, а на заднем плане можно рассмотреть похоронную процессию, как аллегория на тленность бытия, и чем бы ты ни занимался в жизни, конец для всех одинаков.

Анри Фантен-Латур

Ночь (1897 г.)

Картина Ночь (1897 г.)
Картина Ночь (1897 г.)

Эту картину хочется сравнить с поэзией или музыкой Вагнера. Плавные линии и плавный переход полутонов превращают ее в иллюзию, когда изображение постепенно проступает из тумана. Критик Гюстав Жеффруа писал: «Ни одна женщина никогда не лежала так тихо, на раскрашенном небе, окутанном волнами мягких облаков».

Эжен Делакруа

Тигровая охота (1854 г.)

Тигровая охота (1854 г.)
Тигровая охота (1854 г.)

Картина в полной мере демонстрирует талант художника романтизировать боевые сцены. Тут видно ужас жеребца, бесстрашие всадника, агрессию дикой кошки. Событие дополняется тщательно продуманными деталями одежды, персонажами на втором плане, природой и яркими красками.

Эдгар Дега

Репетиция балета на сцене (1874 г.)

Репетиция балета на сцене (1874 г.)
Репетиция балета на сцене (1874 г.)

Хотя картина многих сразу привела в восторг, ее долго и упорно воспринимали только как рисунок. В отличие от поздних красочных работ Дега, тут он отдал предпочтение монохромному молочному тону, точно передающему все нюансы освещения, при котором белые пачки выделяются особенно сильно.

Класс балета (1871 – 1874 г.г.)

Класс балета (1871 – 1874 г.г.)
Класс балета (1871 – 1874 г.г.)

Еще одна картина мастера из-за кулис балетной труппы.

Дега любил наблюдать за репетицией, точно подмечая все нюансы, позы и мимику танцовщиц, отчего его детища всегда получались живыми.

В данном случае видно, что урок подошел к концу, и ученицы вымотаны.

Пока учитель делает последние комментарии, кто-то принял расслабленную позу, кто-то поправляет одежду и волосы, а кто-то закрепляет урок поставленным движением.

Томас Кутюр

Римляне во времена упадка (1847 г.)

Римляне во времена упадка (1847 г.)
Римляне во времена упадка (1847 г.)

Монументальное полотно на историческую тему. Как говорил сам автор, представляя свою работу, это своего рода моральное послание и стремление передать человеческое поведение.

Развратные гуляки во время плясок и пьянства потеряли связь с реальностью, и кажется, что даже статуи бросают на них осуждающие взгляды.

Сцена также служит аллегорией на поведение французского общества того времени. Так Кутюр дает понять, что Франция претерпевает моральный упадок.

Гюстав Курбе

Мастерская художника (1854 – 1855 г.г.)

Мастерская художника (1854 – 1855 г.г.)
Мастерская художника (1854 – 1855 г.г.)

Самая загадочная картина мастера, где он в метафорической форме показывает, — «Весь мир приходит ко мне, чтобы рисовать». Вокруг него есть бедность и богатство, молодость и старость.

В окружающей его толпе присутствуют философы, рабочие, люди искусства, торговцы, охотники, бездомные, а рядом неизменная Муза, вдохновляющая и поддерживающая.

Если для Шекспира: «Весь мир – театр», то для Гюстава Курбе он был холстом.

Фернан Кормон

Каин (1880 г.)

Каин (1880 г.)
Каин (1880 г.)

Это не просто историческое полотно, а переосмысленная библейская история судьбы Каина, старшего отпрыска Адама и Евы, который убил своего брата Авеля, за что и был приговорен к вечным скитаниям и страданиям.

Картина вызывает восторг и ужас, гипнотизирует и заставляет рассмотреть каждую деталь, вплоть до кровавых кусков мяса, подвешенных к деревянным носилкам, на которых восседает измученная кормящая мать.

Поль Сезанн

Этот французский художник был ярким представителем постимпрессионизма. После себя он оставил более 800 картин, написанных маслом, а также множество акварелей и набросков.

Еще никому не удалось точно подсчитать общее количество его работ, ведь этого не знал даже сам живописец. После триумфа на выставки в Салоне 1904 года Сезанн стал культовым художником.

Музей Орсе представляет 20 его творений, среди которых любимые пейзажи мастера, натюрморты и знаменитые портреты:

  • Деревенская дорога Оверс (1872–1873 г.г.)
  • Мост (1879 г.)
  • Портрет миссис Сезанн (1885 – 1890 г.г.)
  • Купальщицы (1890 г.)
  • Карточные игроки (1890–1895 г.г)
  • Натюрморт с луком (1896–1898 г.г.)

Жан-Батист Карпо

Костюмированный бал в Тюильри (1867 г.)

Костюмированный бал в Тюильри (1867 г.)
Костюмированный бал в Тюильри (1867 г.)

Картина-набросок, написанная смелыми широкими мазками. Инновационная манера письма отлично передает атмосферу пышного праздника, но оставляет простор для размышлений.

Некоторые фигуры точно угадываются, например, Наполеона III, а вот насчет дамы рядом с ним можно только предполагать, что это императрица Евгения, а не его знаменитая любовница графиня Кастильоне.

Александр Кабанель

Рождение Венеры (1863 г.)

Рождение Венеры (1863 г.)
Рождение Венеры (1863 г.)

Популярная в XIX веке тема мифологии была близка и Кабанелю, представителю академизма. Картина – классический пример знаменитого эпоса появление Венеры из пены морской.

Уильям Бугро

Штурм (1898 г.)

Штурм (1898 г.)
Штурм (1898 г.)

Творение принесло своему автору коммерческий успех, особенно высоко его оценили в Америке.

Девушку окружили херувимы, что символизирует пробуждение романтических чувств.

Пьер Боннар

Белый кот (1894 г.)
Белый кот (1894 г.)

Белый кот (1894 г.)

Художник часто изображал кошек. Иногда они были едва заметной частью событий, иногда центральной фигурой, как в данном случае. Тельце животного выглядит комично и карикатурно, но на деле Боннар тщательно продумывал расположение каждой части тела и несколько раз менял позицию лап, что подтверждают многочисленные наброски и рентген картины.

Жак-Эмиль Бланш

Семья Халеви (1903 г.)

Семья Халеви (1903 г.)
Семья Халеви (1903 г.)

Бланш был одним из любимейших художников в интеллектуальных и капиталистических кругах. Интерьер комнаты отражает традиционную обстановку буржуазной гостиной, где персонажи и мебель связаны воедино.

Леон Белли

Паломники едут в Мекку (1861 г.)

Паломники едут в Мекку (1861 г.)
Паломники едут в Мекку (1861 г.)

Выставленная в Салоне в 1861 году, она получила высшую медаль и была признана шедевром востоковедной живописи.

Изображенные чуть отдельно фигуры мужчины, женщины и ребенка на ослике, напоминают мотив «бегство в Египет» Иосифа, Иисуса и Марии. Так художник говорит об универсальности религии, и что на самом деле Бог для всех один.

Фредерик Базиль

Импровизированная полевая больница (1865 г.)

Импровизированная полевая больница (1865 г.)
Импровизированная полевая больница (1865 г.)

Сцена изображает Клода Моне после полученной травмы. Фредерик приехал, чтобы помочь другу в сложный для него период. Поскольку Базиль до своего увлечения живописью изучал медицину, он соорудил поддерживающую конструкцию для больной ноги, а затем запечатлел это на холсте.

Семейное воссоединение (1867 г.)

Семейное воссоединение (1867 г.)
Семейное воссоединение (1867 г.)

Трогательная картина, на которой изображены члены семьи художника во время отдыха в Мерике. Изначально рядом с людьми резвились маленькие собачки, но позже мастер заменил их искусственным натюрмортом.

Джеймс Эбботт Макнил Уистлер

Портрет матери художника (1871 г.)

Портрет матери художника (1871 г.)
Портрет матери художника (1871 г.)

Самая известная картина живописца. Это символ «культа матери», а также игра черных и серых тонов наподобие того, как это происходит в фильмах и мультфильмах. Сам автор сравнивал свои полотна с музыкальными композициями, называя их «симфониями» и «ноктюрнами».

Многие зрители узнают портрет благодаря фильму «Мистер Бин», но это не единственный раз, когда его обыгрывали в кинематографе. В фильме «Азарт удачи» репродукцию можно увидеть в комнате главного героя.

Также в «Ценности семейки Адамс» в доме висит очень похожее изображение. Портрет несколько раз мелькает в мультсериале «Симпсоны», а у одного из героев киноленты «Голый пистолет 1/2» есть родимое пятно, идентичное силуэту фигуры матери Уинстера.

Практическая информация

Время работы и билеты в музей Орсе:

  • Вторник–среда, пятница–воскресенье в 9:30–18:00.
  • Четверг 9:30–21:45.
  • Кассы закрываются на час раньше.
  • 1 мая, 25 декабря и все понедельники – выходной.
  • Билеты можно купить в кассе или на сайте. Стоимость – 14 евро. Первое воскресенье месяца – вход бесплатный.

Адрес музея Орсе: 1 Rue de la Légion d’Honneur.
Официальный сайт: https://www.musee-orsay.fr/

Картины музея Орсе (фото)

Читайте также: Советы, как попасть в Лувр быстро и без очереди

Читайте также: Все про музей Родена в Париже: как добраться, фото и адрес

Автор: Лора Мур

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ