Содержание статьи
Дворец Тюильри в Париже
Там, где сейчас раскинулся великолепный огромный парк, некогда стоял дворец Тюильри, служивший роскошной резиденцией самой загадочной и харизматичной «черной королеве» – Екатерине Медичи.
Когда-то вход к нему открывала триумфальная арка на площади Каррузель, и он представлял собой единый дворцово-парковый ансамбль с Лувром. Сейчас от былого великолепия остались только воспоминания и исторические летописи. Напоминают о дворце и два уцелевших павильона: Флоры и Марсан, а вот центральный корпус Часов, как и замок, давно стал жертвой политических интриг и переворотов.
Дела минувших дней – вначале была крепость
Сегодня один из наиболее богатых и неповторимых музеев, известных всему миру, в 1190 году Лувр задумывался королем Филиппом-Августом как крепость, вокруг которой возвышались мощные стены, оборонительные башни, а по периметру их окружал водяной ров. В нем хранили оружие, стерегли казну, а в мрачных подземельях томились заключенные.
С приходом Карла V форт постепенно превратился в королевский дворец, а уже при Франциске I в 1546 году получил официальный статус постоянной резиденции монарха. Ответственное задание по оформлению в манере эпохи Возрождения было поручено архитектору Пьеру Леско и скульптурному мастеру – Жану Гужону, с чем они справились просто блестяще.
Время Медичи
В 1564 году началась новая эра благоустройства царской вотчины, которая стала обретать все больше величественных черт. Чтобы быть не только ближе к сыновьям, но и не упустить из цепких рук власть над страной, Екатерина Медичи отдает приказ заложить в непосредственной близости от Лувра дворец Тюильри.
Название легко объяснить – в более ранние времена на этом месте добывали глину, а в специальных печах ее обжигали, получая черепицу, которая по-французски звучит, как «тюиль» (tuile).
Несмотря на свою кровавую репутацию и любовь к роскоши, эта женщина хорошо разбиралась в искусстве, кулинарии и архитектуре. В Лувре до сих пор хранится ее собрание картин, по большей части портретов. Банкеты, которые она устраивала, сложно было превзойти по изобилию и изысканности. Она привила французам любовь к балету, а во время основания Тюильри принимала живое участие в обсуждении его планировки и внешнего декора.
Доверено строительство было Филиберу Делорму – известному зодчему, который предпочитал направление французского модерна, где сочеталась готика и ордерные элементы с арками Делорма и килевидными кровлями.
В глаза сразу бросается квадратная геометрия двора, но именно этого добивался еще Пьера Леско, а остальные зодчие после него придерживались заданного тона и, наращивая новые здания в периметре, старались не нарушать гармонии четких линий.
Наверняка идея построить галерею у правого прибрежья Сены с целью соединить Лувр и Тюильри тоже принадлежит Екатерине. Но обустройство пришлось на некоторое время отложить из-за дворцовых интриг, вылившихся в 1572 году в страшное событие, навеки запятнавшее репутацию и превратившее ее в «злую итальянскую королеву».
Читайте также: Базилика Сакре-Кёр в Париже: искупление грехов
В конце августа колокол церкви Сен-Жермен дал сигнал к началу Варфоломеевской ночи, которая переросла в неделю ожесточенной резни, когда католики «охотились» на гугенотов. За этот период кровавое пиршество распространилось на многие французские провинции.
Те протестанты, что находились в Лувре, пытались бежать, но тщетно. Многих смерть настигла просто в постели, других догнала проворная стрела на границе территории. Историки и сейчас не знают, сколько человек рассталось с жизнью – 5 000 или 30 000.
Поскольку дворец Тюильри стоял за городскими стенами, естественно, что на фоне ужасных событий было совсем не до строительства. Но есть еще одно предание, которое объясняет пору застоя – якобы Екатерине напророчили смерть, если она свяжется с церковью Сен-Жермен, а именно к ее приходу относится территориально новое здание.
Когда самой могущественной женщины Европе XVI столетия не стало, замок еще целых два века перестраивался и расширялся с учетом современных вкусов и моды, а также обрастал слухами, порой совершенно невероятными и жуткими историями.
По одной из легенд Екатерина увлекалась темной магией, и взяла на службу черного колдуна. За годы службы он успел узнать слишком много тайн своей попечительницы и сделать для нее предостаточно услуг, за которые церковь отправляла на смертную казнь даже власть имущих. Чернокнижник стал чересчур большой угрозой для королевы, и чтобы однажды не превратиться в жертву его измены, она приказывает палачу казнить его.
Окровавленный, находясь на грани смерти, он смог скрыться в лабиринтах темных подземелий, где когда-то проводил для Екатерины мистические ритуалы. Живым мага больше никто не видел, но зато его дух начал бродить по хоромам, являясь бывшей благодетельнице и мучая ее за содеянное.
Но даже со смертью правительницы беспокойный и мстительный дух не покинул стен своей усыпальницы, а продолжил куражиться над другими обитателями дворцовых палат. Даже сегодня найдутся свидетели деяний недружелюбной души, так и не нашедшей покоя.
Вотчина Людовиков
Хотя Людовик XIV больше уделял внимание застройке своей версальской резиденции, на время строительных работ вместе со всем своим окружением предпочел дворец Тюильри, который к этому моменту уже достиг довольно внушительных размеров и был соединен с Лувром переходом.
Об этой галерее тоже есть своя легенда. Якобы в течение года пять определенных дней становились временем, когда больные золотухой приходили сюда в ожидании короля. Венценосный отец, идя коридором, прикасался ко всем пораженным вирусом. Далее им следовало выдержать недельный пост, и тогда болезнь отступала.
Конечно, это выдумка, но отлично иллюстрирует отношение людей к своему монарху.
Строительством в 1664-1670 годах занимался придворный архитектор Луи Лево – один из основателей французского классицизма. К проекту он привлек друзей, с которыми предпочитал работать над особенно большими объектами: ландшафтного устроителя Андре Ленотра и художника, мастера по интерьеру – Шарля Лебрена.
Ленотр известен своими работами в королевских парках, и его авторству принадлежит оформление ландшафта Версаля, возле Сен-Жерменского замка и Сен-Клу, сад Тюильри, в котором он расширил аллеи с западного направления, где впоследствии пролегли Елисейские поля.
Вернувшись в Версаль, король-солнце предпочитал приезжать во дворец Тюильри, чтобы посмотреть очередную театральную постановку. Сюда же он поместил Людовика XV – будущего короля по прозвищу Возлюбленный, где тот провел время с 1716 по 1722 год.
Замок также послужил пристанищем последнему монарху Франции – Людовику XVI, когда в 1789 г. начались первые массовые недовольства. Сбежав из Версаля, который был особенно ненавистен людям, он с супругой Марией-Антуанеттой приезжает в шато, чтобы укрыться от негодующих масс. Тут чета находилась вплоть до конца лета 1792 г., пока не стало слишком «жарко», а затем попыталась сбежать в Варенн.
Как известно, попытка не удалась, и монархия была свержена. Этому событию способствовали и секретные бумаги с царской перепиской, добытые из тайного хранилища и обнародованные в ноябре, что послужило одной из причин скорой казни монарха.
Дворец Тюильри во власти Бонапартов
«Король умер. Да здравствует император!» – такой может быть слегка видоизмененная знаменитая французская фраза, провозглашающая очередного правителя.
На трон восходит великий полководец – Наполеон Бонапарт I, и в 1799 г. объявляет дворец Тюильри своей резиденцией. Как новый хозяин, он начинает строительство северного крыла и распоряжается обновить устаревший интерьер остальных помещений, желая придать им более современный вид в духе Первой империи.
Приближенные к императору архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен, можно сказать, изобрели новый стиль – ампир. Его определение заложено в самом слове empire, что с французского значит – «империя», а впоследствии – «королевский стиль».
Ему свойственна парадная торжественность с пилястрами, колоннами, лепными карнизами, скульптурными элементами в виде львиных лап и морд. Именно в такой манере и была оформлена спальня Наполеона – с преобладанием золотых тонов и темного дерева.
В противоположность наполеоновскому ампиру покои Марии Луизы были оформлены в направлении неогрек, в котором явно читалась греческая классика, а трудился над апартаментами Пьер Прюдон – график и живописец.
Перед тем, как попасть к главному входу Тюильри, предстоит проехать под триумфальной аркой, которую некогда украшала венецианская квадрига святого Марса, а затем была замененная композицией «Триумф Бурбонов». От нее вдаль на северо-запад уходит историческая ось Парижа, протяженностью 9 км, объединяя площадь Согласия, Елисейские поля, величественную Триумфальную арку и современную Большую арку в коммерческом районе Ла Дефанс.
После революционных всплесков и смены власти на престол восходит племянник Бонапарта – Наполеон III. Он тоже вместе с супругой отдает предпочтение Тюильри, и заботится, чтобы северное крыло Лувра, наконец, было достроено. Когда 1860 год подходил к концу, оба здания превратились в завершенный единый ансамбль.
При этом императоре павильон Марсан, названный в честь гувернантки Людовика XV, был полностью изменен, но сохранил свое оригинальное название, несмотря на смену власти и идеологий. А павильон Флоры стал территорией, где собирался Комитет общественного спасения. Именно в этих стенах принимались важнейшие для страны решения: назначались послы и генералы, смещались чиновники, распоряжались финансами и выдавались приказы об арестах.
Штурм Дворца Тюильри
Очень жаль, но покрасоваться во всем великолепии замку удалось чуть более 10 лет, поскольку в мае 1871 года разгневанные коммунары устроили грандиозный пожар в ненавистном им гнезде монаршей власти. Лувру сильно досталось – часть его убранства со всеми сокровищами в виде картин, книг, скульптур, хрусталя и мебели погибло безвозвратно, но гораздо больше урона было принесено хоромам Тюильри и крылу «Часы».
Если Лувр еще можно было восстановить после бушующего целых два дня пламени, то некогда прекрасное шато превратилось в пепелище, став прахом одиозного прошлого французов. Третье правительство не захотело отстраивать его заново, но и что делать с припорошенными пеплом руинами тоже не знало, а потому на протяжении 12-и лет они служили печальным памятником былой жизни.
Хотя историки были категорически против, парламент все же вынес решение избавиться от обломков минувшей эры, продав их под снос за 33 000 золотых франков. Разбирали осколки с 1882 по 1883 г.г., а уцелевшие фрагменты впоследствии пошли на строительство виллы Ла-Пунта возле Аяччо – родине Наполеона I.
Планы сегодня и завтра
Шанс, что нам повезет увидеть дворец Тюильри или его центральную часть – флигель Часов, довольно призрачны. Отвечающие за памятники архитектуры ведут постоянные дебаты о программе возрождения важной части архитектурного ансамбля. Сторонники реставрации аргументируют свою позицию тем, что именно это здание в свое время начинало историческую ось Парижа, и его возвращение будет справедливой данью важной вехе французской истории.
Но есть и другое мнение, и их основной аргумент, почему не стоит сейчас начинать столь грандиозную стройку – нехватка денег. Имеющиеся средства разумнее направлять на реконструкцию достопримечательностей, которые пребывают в плачевном состоянии, чтобы не утратить их окончательно, а дворец долго ждал своего часа, и может потерпеть еще.
Но зато в ХХ веке, наконец, занялись обустройством сада Тюильри, который за годы революций, войн и безразличия к парковой теме окончательно растерял былое величие.
Сегодня это потрясающее место для прогулок и отдыха, украшенное копиями античных статуй, фонтанами, прудами, беседками, клумбами и необыкновенными деревьями. Для туристов предусмотрены кафе, музеи, выставки, лавки с сувенирами и даже аттракционы. Оказавшись в Париже 14 июля, когда он празднует День взятия Бастилии, непременно побывайте в парке, ведь это событие отмечается тут с королевским размахом, и всех желающих угощают французскими блинчиками – les crêpes.
Если прийти сюда пораньше, пока нет наплыва путешественников, можно открыть портал в прошлое. Прогуляйтесь аллейками среди растений, высаженных с особой задумкой и фантазией дизайнеров; остановитесь у пруда, и всмотритесь в зеркало воды; прислушайтесь к журчанию фонтанчика; прикоснитесь к скульптуре и взгляните на здание Лувра глазами дворян минувших веков.
Читайте также: Триумфальная арка в Париже: описание, фото, история
Удивительно, как легко забыть о времени, улетев на крыльях воображения в прошлое, чтобы неожиданно обнаружить себя во дворце на пышном балу-маскараде, гуляющим среди роскошных кустов роз или в разгаре веселых развлечений на зеленой лужайке.
В каждом кирпичике хранится память минувших столетий, и если уметь слушать, можно узнать много потрясающих, страшных, веселых, необычных и забавных пассажей.
Время работы парка Тюильри
Сад Тюильри в Париже открывается довольно рано – в 7:00, закрывается летом в 21:30, а вот зимой открыт только до 19:30.
Чтобы больше узнать об истории Лувра, дворце Тюильри, красивом саде с его особенностями, скульптурах и о многом другом, присоединяйтесь в 15:30 к бесплатной экскурсии, которая продлится примерно 1 час и 15 мин.
Тут же на территории можно прокатиться на аттракционах, особенно на знаменитом колесе обозрения (за 10 евро), а затем отдохнуть и перекусить в кафе, пабах и бистро.
Адрес достопримечательности и как добраться
Хотя самого замка давно нет, вы можете посетить великолепный Лувр и сад Тюильри, которые находятся по адресу: 113 Rue de Rivoli, 75001 Париж. Это соответствует первому округу столицы на правом берегу Сены.
Если воспользоваться метро, ориентируйтесь на станции: Тюильри и музей Лувр (Tuileries и musee du Louvre), к которым ведут линии 1 и 7. Как вариант, можно тем же метро добраться до площади Согласия (станция Конкорд), по линиям 1, 8 и 12.
Если предпочитаете более романтичный способ путешествовать по столице любви, к началу экскурсии по саду вас подвезут на речном трамвайчике, который курсирует по Сене, до набережной Франсуа Миттеран (François Mitterrand).
Дворец Тюильри (Фото)
Автор: Лора Мур