Музей Родена в Париже
Музей Родена в Париже

Музей Родена: средоточие скульптурного искусства

В поисках сокровищ для своего духовного багажа посетите музей Родена в Париже. Тут собраны выдающиеся образцы современной скульптуры знаменитого французского мастера – Франсуа Огюста Рене Родена.

Расположен он в 7 округе столицы, разместившись в здании бывшего дворца Бирона на рю де Варенн неподалеку от Дома Инвалидов, в котором покоятся останки великого Наполеона Бонапарта I. Вокруг дома раскинулся просторный, роскошный сад, а виднеющаяся через ограду Эйфелева башня словно рассматривает его, любуясь сокровищами в виде прекрасных изваяний среди пышной растительности.

Относительно небольшой особняк выглядит уютным родовым гнездышком, и неудивительно, что в свое время приглянулся скульптору настолько, что он пожелал навсегда связать с ним свое имя. Сегодня музей Родена принимает около 700 тыс. человек в год, демонстрируя великие произведения самого Огюста и его возлюбленной Камиллы Клодель.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Приобрести Museum Pass можно по ссылке

Также тут выставляется личное собрание картин мастера, среди которых прекрасные полотна Эдварда Мунка и Ван Гога наряду с другими драгоценными раритетами его коллекций.

История отеля Бирон

Постройка, в которой сегодня экспонируются скульптуры Родена, в 1727 году задумывалась как отель. Строительством по заказу богатого и влиятельного финансиста Абрахама Пейрен де Мора занимался архитектор Жак-Анж Габриель, выдержавший внешний и внутренний дизайн в модном по тем временам направлении рококо.

Знаменитый музей Родена в Париже
Знаменитый музей Родена в Париже

В 1732 г. Абрахам умирает, и дальнейшим обустройством занимается его вдова. В 1736 году она вносит незначительные изменения во внешнем декоре, немного расширяет сад, а вот внутри дома планировка размещения номеров претерпела ощутимые перемены.

В 1753 г. вдова Мора присоединяется к своему мужу на кладбище, а здание покупает маршал Луи-Антуан де Бирон. Будучи большим эстетом, в свою очередь он тоже активно занимается переоформлением особняка, но особое внимание уделяет саду.

Цветы – большая страсть герцога, а потому он удваивает площадь прилегающей земли под парк, часть его оформляет в английском стиле, высаживает море тюльпанов и разбивает круговой пруд. Отточив мастерство ландшафтного паркостроительства, Бирона создал настоящий шедевр, и его парк был признан «исключительным».

Впоследствии отель несколько раз менял хозяев и принимал множество важных гостей. Например, герцог Шаро целый год (1795) арендовал здание, устраивая тут веселые вечеринки с танцами, играми, концертами и фейерверками. Стены поместья помнят время с 1806 по 1811 г., когда среди постояльцев были кардинал Джованни Капрара и папские послы.

В период первой империи тут размещается представительство российского посла Куракина, но в 1812 г. он закрыл посольство, зная о намерении Бонапарта напасть на Россию.

Читайте также: Музей Лувр в Париже, история, пирамида Лувра, фото

В 1820 г. особняк покупает религиозное Общество Святого Сердца Иисуса, и создает тут учебное заведение для девочек. Богатое убранство из дерева, металла и мрамора показалось монахиням слишком напыщенным, и дабы не развращать христианские души, снято и продано ценителям, а средства пущены на перепланировку.

В 1839 г. засыпается бассейн, а парк используется в качестве пастбища, фруктового сада и огорода. Послушницы высаживают виноград и несколько плодоносящих деревьев, неустанно трудятся на грядках, а из декоративной растительности отдается предпочтение неприхотливому плющу, клематисами и айлантам.

В период 1820-1904 г.г. на прилегающей территории появляются новые постройки для обучения и часовня для молитв. Однако в 1904 г. Общество Сердца Иисуса распускают, часовню закрывают, а поместье Бирон продают.

Богемные обитатели отеля и рождение музея Родена

Комнаты бывшей гостиницы, а затем женского монастыря, вновь распахнули двери, радушно встречая харизматичных и талантливых представителей богемы: художника Анри Матисса, танцовщицу Айседору Дункан, поэта Райнера Марию Рильке с женой и скульптором Кларой Вестгофф. Когда писатель Жан Кокто увидел примыкающий к зданию сад, он дал ему прекрасное поэтическое описание: «маленький девственный лес, запутанный растительный беспорядок».

Огюст Роден
Огюст Роден

В 1908 году тут селится и Огюст Роден, заняв на первом этаже сразу 4 комнаты, чтобы организовать в них мастерские. Он просто влюбился в запущенный, слегка одичавши парк отеля, заросший ежевикой, плющом и небольшими лужайками ярких цветов.

Прогуливаясь в тени яблонь, сирени и мальв, Огюст по-настоящему очарован этим местом и понимает, что идеальнее пространства для выставки не найти.

Постепенно к 1911 году здание заполняется работами скульптора из мрамора, гипса, бронзы, а разбавляют их античные статуи, приобретенные в разные времена для личной коллекции.

Однако в этом же году помещение становится собственностью государства, которое планирует открыть в нем новую среднюю школу. Все жильцы покидают насиженное уютное гнездышко, и лишь Роден остается, предложив городским властям выгодную сделку. В обмен на превращение отеля Бирон в музей Родена и возможность жить в нем всю оставшуюся жизнь, он сулит государству в дар собственные произведения и полную коллекцию антиквариата с полотнами знаменитых художников.

С 1916 г. особняк официально становится музеем, собирающим не только творения своего основателя, но и все свидетельства жизни мастера, его творчества и интересов. К сожалению, скульптор не дожил до торжественного открытия музея, состоявшегося в 1919 г., покинув мир живых за 2 года до этого.

На протяжении предыдущих лет усадьбу несколько раз ремонтировали и перестраивали. В 2003 г. началась реставрация псевдоготической часовни, построенной монахинями Общества Святого Сердца Иисуса, и с 2005 г. в ней проходят выставки артефактов римского, греческого и египетского наследия, собранного некогда самим Роденом. Также каждое лето тут организуется экспозиция современного искусства.

Кроме этого для посетителей работают выставочные салоны и зрительские залы документалистики, библиотека, магазины и сувенирные лавки, а в центре сквера можно посидеть в кафе. Оно открыто вторник-воскресенье с 10 до 17:00.

Сад Родена

За относительно непродолжительную историю особняк успел побывать в руках разных владельцев, меняя предназначение и оформление. Одним из его главных украшений, бесспорно, является огромный сад с террасами, беседками, фонтаном, деревьями, клумбами и настоящим царством благоухающих кустов роз. Ценители паркового искусства обожают его, и могут часами исследовать каждый уголок ухоженной территории.

Сад Родена в Париже
Сад Родена в Париже

В 1920 г. в сквере разворачивается колоссальная деятельность по возвращению ему былого великолепия. Тут высаживают саженцы кустов и деревьев (тисы, липы, фруктовые и прочие), реставрируют бассейн, разбивают новые аллеи, устанавливают каменные вазы с цветами, воссоздают поле тюльпанов. Уже сам по себе этот островок зелени является настоящим раем, но задуман он так, чтобы в этой ботанической роскоши работы Огюста смотрелись естественно.

В 1990 г. проходит очередная реконструкция прилегающих земель под руководством ландшафтного архитектора Жака Сгарда. Перед ним непростая задача – соединить более современное направление импрессионизма с рококо, популярным в XVIII столетии. Сначала с помощью тропинок, бассейна и высаженных лип он постарался придать месту некую нотку барокко, но потом нашел идеальное решение – организовать две тематические зоны.

Скульптуры Родена

Так в 1993 году появился «Сад Орфея», в котором скульптуры Родена обрамляются изысканными растительными композициями, а «Сад источников» представляет собой зону отдыха с дорожками и влаголюбивыми растениями у воды. Идея с выставкой под открытым небом перекликается с идеей мастера, который в свое время тоже увлек зрителей в «райские кущи», расставив свои работы среди растений.

Скульптуры музея Родена
Скульптуры музея Родена

Нынешний сад, это идеальный пример искусства паркостроения, в котором одна эпоха сменяется другой, демонстрируя характерные им стили и направления. Отель Бирона делит его на две половинки, одна из которых – роскошный розарий.

Музей Родена (Врата ада)
Музей Родена (Врата ада)

Слева от центрального входа рядом со стеной стоят «Врата ада» Родена. Ваять их он начал по заказу будущего музея декоративных искусств в 1880 г., который собирался выставлять барельефы, посвященные теме «Божественной комедии» Данте. Однако эта задумка так и осталась не до конца завершенной. Множество раз мастер ломал уже законченный вариант, и начинал с чистого листа, убирая одних персонажей, и создавая на их месте новых.

Сегодня сад Родена демонстрирует копию последнего варианта, отлитую из чугуна. «Врата ада», это сложная композиция из 227-и небольших барельефов. Рассматривая ее, вы увидите миниатюры, которые были исполнены в увеличенных отдельных работах: «Падающий человек»; скульптура Мыслитель Родена, установленная на большом постаменте, утопающая в цветах роз и в обрамлении пирамидальных тисов; «Три тени» и другие знакомые образы. С двух сторон Врат застыли Адам и Ева, а неподалеку от «Мыслителя» можно увидеть изображение Бальзака.

Слева от отеля среди каштанов, серебристых тополей и падубов разместились бронзовые скульптуры Родена, причем своим наклоном они словно вторят окружающим их деревьям. А пройдя по тропинке в конец липовой аллеи с самшитом, сиренью и розами по бокам, вы попадете в божественный «Сад Орфея». Статуя древнегреческого певца является его центральной композицией, и изображает героя в момент выхода из ада.

Скульптура Адам в музее Родена
Скульптура Адам в музее Родена

Миновав «Сад Орфея» и выйдя к бассейну, можно полюбоваться фигурами: «Медитация», «Адам» и «Гений вечного покоя», а дальше взору открывается «Сад источников». Это живописная империя растительного мира, в котором вольготно себя чувствуют ирисы всех сортов, гортензии всевозможных оттенков, множество кустов и вьюнков, и все это вокруг водного источника. В совокупности это создает некую романтическую растрепанность, в которую когда-то влюбился Огюст Роден.

Однако самая любимая часть парка посетителей, это укромный уголок, где приятно отдохнуть летом в тени раскидистых деревьев на скамейке или удобно разместившись на деревянном шезлонге, одновременно любуясь произведениями французского скульптора. Неподалеку есть детская площадка, и пока взрослые дают уставшим ногам заслуженный отдых, неугомонная детвора может исследовать ее возможности.

Галерея скульптур: весь творческий путь Родена

Всего в музее собрано более 6 600 работ мастера, часть из которых демонстрируется под открытым небом, а часть под крышей бывшего отеля. Это скульптуры разных периодов, и наряду с ранними произведениями можно полюбоваться шедеврами последних лет его творчества.

Человек со сломанным носом
Человек со сломанным носом

Например, тут представлен бюст «Человека со сломанным носом», которого Роден сделал в 1864 г. Он изображает местного жителя по кличке Биби, чье лицо покрыто морщинами и шрамами. В свое время это произведение бросало вызов всем принятым канонам академического искусства. Кроме того, бюст хранился зимой в холодной мастерской и треснул, не выдержав жестких условий. Несмотря на это, Огюст все равно решил отправить его на выставку в парижский Салон и, естественно, получил отказ.

Когда во второй раз в 1875 г. мастер предложил Биби Салону, он был выполнен из черного мрамора, и принят на экспозицию. Именно этот вариант сегодня и демонстрирует музей Родена.

Среди других ранних работ в галерее участвует «Девушка в шляпе с цветами», а позировала для нее гражданская жена скульптора – Роза Бере.

Девушка в шляпе с цветами
Девушка в шляпе с цветами

В 1876 г. Огюст осуществляет давнюю мечту побывать в Италии, а по возвращении в родной Париж приступает к творчеству с обновленными чувствами и эмоциями. Одним из его нетленных творений того периода является скульптура «Бронзовый век», прообразом которой стал бельгийский солдат, поразивший мастера рельефом мускулатуры.

На собственное детище его вдохновило изваяние Микеланджело «Умирающий раб», и в запрокинутой руке фигуры, положении тела, прикрытых глазах видны узнаваемые позаимствованные приемы. Вначале статуя была выполнена из гипса, в руке воина было копье, а сама она называлась «Побежденный». Но после выставки в Бельгии (1877 г.) и перед тем, как отправить ее во французский Салон, Роден убирает копье, меняет изначальный замысел о страдании на пробуждение, и дает новое название (среди вариантов были «Доисторический человек» и «Пробуждение весны»).

Другая работа – «Собор», была навеяна Реймсским собором. Также мэтр долго изучал образцы резчиков XIII столетия, поражаясь их таланту, сумевшему придать изваяниям индивидуальность, и в 1908 г. создал образ в камне, как совокупность своих впечатлений.

Скульптура Шагающий
Скульптура Шагающий

Для представленной в галерее статуи «Шагающий» (1877 г.) позировал крестьянин, приглянувшийся скульптору телосложением и необычными движениями при ходьбе. Роден задался целью показать именно динамику хода, а потому ноги фигуры твердо упираются в землю, а вес остального тела равномерно распределен между ними.

Характерная черта композиции – отсутствие головы и рук. Поскольку мастера постоянно занимала идея передачи некоего процесса, он часто искал новые подходы для ее реализации.

Рука Бога или создание
Рука Бога или создание

«Рука Бога или создание» – так называется этюд из мрамора 1916-1918 г.г. Рука, мнущая кусок глины, постепенно создает первых людей, и уже видны очертания переплетенных тел Адама и Евы, ожидающих, когда творец вдохнет в них жизнь. Эта скульптурная композиция относится к периоду, когда Роден намеренно создавал словно незавершенные работы, и казалось, что фигура постепенно рождается, выплывает из мрамора, еще момент, и она выпрямится, покажется полностью.

Постановка «Поцелуй» (1882 г.) изначально была частью «Врат ада», но затем стала отдельным произведением, а вместо нее на панно появилась другая интимная парочка.

Представлена тут и скульптура Мыслитель Родена, которой автор занимался в 1880-1882 года. Вначале она называлась «Поэт», и тоже являлась элементом «Врат ада». Но затем Огюст решил усложнить образ, сделав его отдельной фигурой, наделенной рельефной мускулатурой. Позировал для нее французский боксер Жан Бо, хорошо известный в районе красных фонарей Парижа.

Мыслитель Родена
Мыслитель Родена

Впервые аудитория увидела «Мыслителя» в Копенгагене (1888 г.). В 1902 г. Роден решил увеличить его до 181 см и повторить в бронзе. Через 2 года его выставили в парижском Салоне, а еще через 2 – установили в Пантеоне, где его создатель говорил, что это памятник рабочему классу. Только в 1922 г. изваяние обрело постоянный дом в отеле Бирон, хотя из бронзы и гипса впоследствии было создано еще 20 копий.

Увидеть их можно во всех уголках мира, а один из бронзовых вариантов поставлен в Мёдоне на могиле великого скульптора.

Другие объекты также имеют копии, поскольку сам мастер приветствовал эту практику. Например, еще при его жизни была отлита 231 копия «Вечного идола» и 319 «Поцелуя».

Помимо скульптур в музее представлены работы его возлюбленной Камиллы Клодель: «Вальс», «Волна», а также бюст Родена и ее брата Поля.

Огюст в разные времена производил разное впечатление как творец. Став знаменитым, он прослыл бунтарем и скандалистом, противопоставляя консервативному обществу необычный взгляд на скульптуру, часто эпатажную и шокирующую откровением.

Читайте также: Музей д Орсе в Париже, знаменитые картины, фото, история

Под конец жизни в его образах появилась духовность, и Родена называли вторым Микеланджело, а 1920-1930-х годах течение авангардистов назвало его старомодным и отвергло навязанный авторитет. Нынешние же критики усматривают во всех его работах мастера след первых лет его становления, когда он работал декоратором.

Рассматривая образы великого скульптора, каждый складывает собственное мнение, но никто не остается равнодушным рядом с исключительными шедеврами.

Графика и фотография от мастера скульптур

Размышляя над очередной концепцией, Роден вначале делал зарисовки, и накопил тысячи графических изображений. Он использовал разную технику, и среди них есть карандашные наброски и литография.

Карандашные наброски Родена
Карандашные наброски Родена

Музей Родена бережно хранит все этюды, беглые эскизы идей к будущим скульптурам: обнаженные фигуры, портреты, замыслы к иллюстрации сочинений Данте. Среди них есть и пейзажи, сделанные в период путешествий мэтра по Италии и Бельгии.

Для многих станет открытием, что гениальный скульптор в последние годы серьезно увлекся фотографией, и в фондах музея хранится более 8 000 сделанных им снимков.

Однако, чтобы не повредить старые фото, их редко включают в экспозицию, и то небольшое наследие, что доступно зрителям, открывает Огюста Родена с совершенно иной стороны.

Для него это стало еще одним способом показать свое видение окружающего мира. Он работал с серьезными фотографами, разделяющими его интерес к новому виду искусства. Одним из них был Петр Шумов, запечатлевший будни мастера, сделав более 60-и его портретов, которые тоже сейчас хранятся в музее.

Коллекция, собранная Роденом

Роден любил не только создавать, но и умел ценить произведения других авторов. Он составил уникальную коллекцию артефактов античности из Рима, Греции, Египта и ближнего Востока, привозя их из путешествий той или иной страны, куда отправлялся в командировку или в поисках вдохновения.

Коллекции Родена
Коллекции Родена

Будучи почитателем живописи, он не упускал возможности приобрести понравившееся полотно, а порой принимал в дар картины художников, взамен презентуя им собственные творения. В результате в его собрании оказались картины Ваг Гога «Портрет папаши Танги», Огюста Ренуара «Обнаженная» и работы Жан-Поль Лорана, Альфонса Легра, Александра Фальгьера, Эдварда Мунка, Эме-Жюля Далу, Чарльза Коттета и Клода Моне.

Составляя завещания в пользу французского государства, Огюст Роден включил в него и собранную им коллекцию шедевров (более 7 000 произведений искусств), которые выставляются в музее наряду с его собственными творениями.

Музей Родена часы работы

  • Музей Родена открыт ежедневно кроме понедельника в 10:00-17:45.
  • В среду посещение продлевается до 20:45.
  • С апреля по сентябрь сад открыт до 18:45, а с октября по март – до 17:00.
  • Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря.
  • 24 и 31 декабря – сокращенный день до 16:45, а последний билет можно купить в 16:15.

Стоимость билетов в Музей Родена

Стоят билеты на посещение постоянных и временных выставок, а также в сад скульптур – 10 евро.

Люди 18-25 лет не жители стран ЕС каждую среду до 15:00 могут купить билет по цене 7 евро.

Временная выставка доступна за 4 евро в первое воскресенья каждого месяца людям 18-25 лет (гражданам ЕС), сотрудникам Парижского музея и носителям образования Pass.

Желающие посетить только сад скульптур Родена (с 25 февраля по 12 марта), тоже заплатят за билет 4 евро, а молодежь 18-25 лет (не граждане ЕС) – 2 евро.

Свободный вход для людей с ограниченными возможностями и их сопровождающих при наличии удостоверяющих документов.

Владея французским, английским, китайским или испанским языком, возьмите в кассе аудиогид за 6 евро, и экскурсия станет еще познавательней. Двухчасовая запись расскажет о самом музее и саде скульптур с комментариями и моментами интервью искусствоведов. Это поможет лучше ориентироваться в особняке и увидеть работы Огюста его глазами.

Панорама Музей Родена

Как добраться в Музей Родена

Метро: Варен (Varenne) по ветке 13 или станция Инвалидов (Invalides) по веткам 13; 8

Читайте также все про метро Парижа

Электричка RER: остановка Invalides (ветка C)

Автобусы: 69, 82, 87, 92

Смотрите подробную карту автобусных маршрутов

Парковка для автомобилей возле музея для людей с ограниченными возможностями находится на бульваре Инвалидов 21 (Boulevard Des Invalides).

Музей Родена на карте

Точный адрес Музей Родена

Адрес: Музей Родена, 77 Рю де Варен, 75007 Париж
Телефон: +33 1 44 18 61 10
Музей Родена официальный сайт: http://musee-rodin.fr/

Музей Родена (Видео)

Музей Родена (Фото)

Автор: Лора Мур

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ