Содержание статьи
- 1 Музей д’Орсе на железнодорожной платформе
- 2 Вокзал Орсе – современный индустриальный стиль
- 3 Строительство Орсе
- 4 История Орсе
- 5 Волшебные метаморфозы: был вокзал, стал музей
- 6 Организация экспозиций музея
- 7 Скульптуры и картины первого этажа
- 8 Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм
- 9 Картины музея Орсе (фотогалерея)
- 10 Скульптуры среднего уровня
- 11 Инфраструктура музея Орсе
- 12 Панорама музея Орсе в Париже
- 13 Часы работы музея Орсе
- 14 Билеты в музей Орсе
- 15 Как добраться в музей Орсе
- 16 Музей Орсе на карте
- 17 Музей Орсе (Экскурсия)
- 18 Музей Орсе (фото)
Музей д’Орсе на железнодорожной платформе
Река Сена делит Париж на неравные части – левый и правый берега. На левом разместились 5-7 и 13-15 муниципальные округа Парижа, но кроме географического местоположения они имеют и социальное отличие. Тут предпочитает селиться богема – художники, скульпторы, писатели, философы, интеллектуалы. Местное население отличает манера одеваться и стиль поведения. Неудивительно, что здесь находятся основные достопримечательности столицы, среди которых музей Орсе (Musée d’Orsay), собравший огромную коллекцию скульптур и полотен европейских живописцев середины XIX и начала XX столетия.
Подобный временной период выбран не зря, и заполняет хронологический промежуток собраний Лувра и Центра Помпиду.
Читайте также: Музей Лувр в Париже: все картины Лувра, точный адрес, официальный сайт
Это оригинальный и уникальный паноптикум, входящий в десятку самых популярных в мире. В нем выставлены работы мастеров, работающих в жанрах импрессионизма и постимпрессионизма, романизма и натурализма, неоклассицизма и эклектизма, а также создававшие произведения в жанре «нового искусства» – арт-нуво. А тот факт, что музей д’Орсе занимает здание бывшего железнодорожного вокзала, придает ему особый шарм, привлекая около 3-х миллионов людей в год, чтобы отправить их в захватывающее путешествие, но уже не по железному полотну, а упиваться духом истории искусства.
Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Купить Museum Pass можно по ссылке
Вокзал Орсе – современный индустриальный стиль
В 1900 г. в Париже проходит пятая Всемирная выставка, демонстрирующая технологические достижения участников. К ее открытию приурочили возведение Эйфелевой башни, мост Александра III, первой линии метро, вокзала Орсе и Лионскго.
Строительство Orsay возглавил архитектор Виктор Лалу, сумевший найти золотую середину между строгостью и элегантностью внешнего фасада, скрывающего внутри скелет из металла и стекла.
Географически место тоже было выбрано удачно, и пассажиры, едущие с юго-западной стороны, по прибытии оказывались неподалеку от основных выставочных платформ.
Строительство Орсе
Строительство Орсе началось в 1898 г. на месте, где в 1871 г. сгорела Счетная палата, а чтобы успеть закончить его к началу выставки, на участке круглосуточно трудились рабочие. Прокладывая пути от вокзала Аустерлиц до местоположения нынешней платформы, в дневную смену на площадке одновременно находилось 300 человек, а в ночную около 80-и. Зато уже 14 июля 1900 г. состоялось торжественное открытие новой железнодорожной пристани и прилегающего к нему отеля.
В. Лалу старался придать депо изысканные формы, сделать не только удобным, но и привлекательным внешне. Когда на открытии Всемирной выставки его увидел художник Эдуард Делай, он не смог сдержать удивления: «Станция великолепна и выглядит как дворец изящных искусств …», и эта реплика с высоты минувших лет звучит как пророчество.
В отличие от других вокзалов, Орсе был крытым зданием, крышу которого покрывали стеклянные панели, позволяя естественному свету проникать внутрь. Подобная конструкция оказалась возможной потому, что поезда на электрической тяге не выпускали в воздух пар и дым, а из-за своеобразной формы в народе обрели прозвище «банок для соли».
История Орсе
Помимо привлекательного внешнего оформления пассажирам были доступны современные по тем временам новинки: пандусы, подъемники для пассажиров и багажа. Однако оставаться продвинутой гавани суждено было недолго, поскольку длина составов увеличивалась, и короткие промежутки станций стали для них слишком неудобными.
С 1939 г. пристань уже обслуживает только поезда пригорода, а в 1945 г. становится отправным пунктом для депортаций и отправки военнопленных. В 1958 г. состоялось еще одно значимое для истории событие – в привокзальном отеле на пресс-конференции Шарль де Голль объявляет о своем возвращении в большую политику.
Перестав функционировать, здание постепенно приходит в упадок, но, как оказалось, в обветшалом виде стало привлекать людей искусства. В 1962 г. режиссер и сценарист Орсон Уэллс облюбовал его для съемок фильма по роману Кафки «Процесс». А чтобы придать строению еще большей депрессивности с налетом клаустрофобии, узкие коридоры наполнились чередой кабинетов. Еще тут временно находит приют аукционный дом Drouot-Rive Gauche и шапито театр-компании Рено-Барро.
Но пустующая каменная громада начинает вызывать все больше вопросов. Занимая немалое пространство, она перестала нести полезную для города функцию, и все чаще возникают предложения о ее сносе, дабы поместить на этом месте администрацию авиакомпаний Эир Франс, депозитные кассы или большой отель.
Однако, уже имея разрешение на снос старого вокзала, в 1971 г. город ждет сюрприз от министра, отвечающего за обустройство столицы в виде запрета на новые проекты. Объяснялся отказ просто – планы предложенных застроек не вписываются в городской рельеф. Внес свою лепту и шок от недавней ликвидации парижского рынка Ле-Аль и своеобразная реакция на возведение вокзала Монпарнас.
Начиная с 1973 г., были не только заморожены все предложения по замене Орсе, но его внесли в список потенциальных исторических памятников. Окончательно вопрос с переустройством решился в 1978 г., и началось преобразования из железнодорожной станции в музей Орсе в Париже.
Волшебные метаморфозы: был вокзал, стал музей
После участия в конкурсе архитекторов победителями стали Пьер Кольбок, Рено Бардон и Жан-Поль Филиппон из бюро A.C.T. Architecture. Эти трое инициативных и талантливых зодчих с энтузиазмом взялись за работы над реконструкцией сооружения. А вот вторая часть конкурса в 1980 г. выявила победителя по благоустройству интерьера. Ею стала Гае Ауленти, придумавшая завершить центральную аллею двумя башнями.
К зданию вернулся былой блеск, идеально гармонизирующий с пейзажем города в совершенно новом статусе. Среди воплощенных новаторских идей стеклянный купол, получивший дополнительные функции – звукоизоляцию и проемы для кондиционирования воздуха.
На все работы ушло несколько лет, и уже в 1986 г. президент Франсуа Миттеран открыл на торжественной церемонии музей Орсе.
Организация экспозиций музея
Музейные фонды составлялись постепенно и из разных источников. Сюда поступали предметы искусства из Малого и Люксембургского дворцов, запасников Лувра, скульптуры из галереи Же-де-Поп, а также в качестве подарков от частных коллекционеров.
Имея достаточно большую площадь – 57 400 м. кв., паноптикум размещает на трех основных уровнях коллекции из более 4 000 работ, разделив их по тематике и технике исполнения. Так, на верхнем этаже можно любоваться творениями импрессионистов и постимпрессионистов, выстроившихся вдоль всего здания, выходящего к Сене: Ренур, Гоген, Моне с серией полотен «Руанский собор», Тулуз-Лотрек – большой поклонник варьете, Дега, Писсаро и неповторимый Ван Гог.
Среднему уровню отдан период с 1870 по 1914 год, в котором нашли отражение символическое и публичное искусство времен III Империи, мастера арт-нуво и академической живописи.
На первом этаже соседствуют произведения 1848-1870 годов, а среди них такие имена, как Густав Моро и Энгра, Делакруа и Мане.
Удивительно, что столь непродолжительное время (1848-1914 г.г.) охвачено собраниями предметов искусств настолько разнообразными и потрясающими. Картины музея Орсе соседствуют со скульптурами, фотографиями, гравюрами, впечатляющими оригинальностью предметами мебели Дила, нарядной резьбой по дереву семейства Гере, декорациями оперы и кино. Особенно привлекают бронзовые украшения Бари и деревянный гарнитур, созданный специально для графини Беарн мастером Ж. Дамптом в начале ХХ столетия.
Шедевры музея Орсе постоянно пополняются, обновляя экспозиции очередными приобретениями работ не только импрессионистов и постимпрессионистов, а также недооцененных ранее художников академической школы. Чтобы помочь зрителям увидеть полотна в выгодном свете, специально разработана новая система освещения, а сами стены стали цветными.
Желающие посмотреть всю выставку в хронологическом порядке, должны приготовиться провести тут весь день. Но если вас интересует определенные направления, изучите план здания и расположение его залов, каждый из которых обладает собственной аурой, наполняющей его атмосферой.
Переступив порог musée d’Orsay, попадаешь под очарование исключительного декора.
Так начинается прелюдия к приключению по одному из самых популярных французских музеев, в котором собраны поразительные коллекции артефактов, созданных во время наиболее продуктивного исторического периода.
Начиная осмотр вернисажа на первом этаже, вам предстоит пройти под сводом, собранном из стеклянных панелей, поражающем своими размерами и вызывающем ассоциацию с хрустальным дворцом. Далее, пройдя по среднему и верхнему уровням, можно полюбоваться фантастическим видом на центральную аллею.
Скульптуры и картины первого этажа
Там, где когда-то курсировали поезда, сейчас находится зал скульптур, а вокруг в своих нишах полотна великих художников, среди которых Камиль Коро, Гюстав Курбе – основатель реализма, Делакруа, Базель, Кабанель и другие непревзойденные мастера.
Особым вниманием пользуются работы Жан-Батиста Карпо, который был фамильным ваятелем Наполеона III. Этой привилегии он был удостоен, прославившись исполнением бюстов, в которых изображал представителей французского высшего общества.
Работая над статуями семьи императора, Карпо идеализирует их образы, а его самым знаменитым изображением считается юный принц с собачкой. О сближении мэтра с правящим семейством говорит и то, что он обучал основам рисования Энжелу Наполеона.
Среди других не менее известных фигур автора – композиция «Уголино и его сыновья». Жан-Батист создал ее под впечатлением «Божественной комедии» Данте, и умело оживил терзания Уголино, снедаемого муками голода. Находясь в темнице на пороге безумия, он глодает собственные пальцы, и скоро приступит к самой страшной трапезе в своей жизни – поеданию собственных мертвых детей.
Скульптуры музея Орсе представляют и другие творения Карпо. В бюсте балерины Эжени Фиокр он сумел передать ее тонкие черты лица и дерзновенный нрав. На выставке также можно полюбоваться гипсовым изваянием «Четыре части мира» (бронзовый вариант венчает фонтан Люксембургского сада) и композицией «Танец».
Эти статуи принесли ему настоящую славу. Однако танцующие обнаженные девушки показались некоторым моралистам слишком откровенными, и их залили чернилами. К счастью результат вандализма удалось вовремя ликвидировать, и хоровод прелестниц по-прежнему вызывает восторг души.
Возвращаясь к картинам, стоит упомянуть, что после реставрации на первом уровне боковые залы стали называться «Люксембург». Именно из бывшего Люксембургского музея и пришли в обновленный музей Орсе некоторые коллекции.
Еще на этом ярусе вас встретят Энгр и Делакруа, чьи картины в основном представлены в Лувре. Далее бросают вызов идеализированному прошлому полотна Домье и Милле, Курбе и Коро. Полотно Мане «Олимпия» не просто провоцирует, а создает дежавю, перекликаясь с тициановской «Венерой Урбинской» и «Махой обнаженной» Гойи.
Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм
Последовательность осмотра произведений искусства кажется нелогичной, но после первого яруса вам надо подняться на верхний, чтобы соблюсти хронологию экспозиций. Начинается шествие по небольшим камерным залам с № 29.
Тут представлено некогда нашумевшее в обществе полотно Э. Мане «Завтрак на траве». Когда критики в 1863 году увидели его, то пришли в праведное негодование от вида обнаженной дамы прямо на переднем плане в окружении мужчин. По моральным соображениям в тот год картина не была принята на выставку, но сегодня мы свободно можем любоваться этим шедевром, смиренно принимая его красоту.
Читайте также: Что посмотреть в музее Орсе в Париже: ТОП картины + фото
В других залах выставлены работы Дега и Сислея, Моне и Ренуара, Писарро и Берты Моризо – первой художницы, рискнувшей присоединиться к касте импрессионистов.
В комнате № 35 в тревожных ритмах и пылающих тонах представлен Ван Гог. Его картины словно гипнотизируют, а особой гордостью галереи является «Звездная ночь над Роной» наряду с его автопортретом и вторым вариантом «Портрета доктора Гаше», написанным автором незадолго до своей смерти.
В комнатах 34 и 39 ранний период импрессионизма уступает место среднему и началу позднего, а представляет их творчество Ренуара и Моне с его серией картин о соборах Руана.
Картины музея Орсе (фотогалерея)
Следуя далее, вы попадете под влияние картин с разным настроением и характерами, присущих Мане, Редону, Сезанну, Модриану. Завершают путешествие по уровню Синьяк, потрясающая картина «Заклинательница змей» Руссо, работы Гогена, небезызвестное полотно Сёра «Цирк». Изюминкой же галереи можно назвать большой портрет Оскара Уальда кисти Тулуз-Лотрека в стиле легкой карикатуры.
Скульптуры среднего уровня
Продолжая исследовать музей д’Орсе, отправляйтесь на средний ярус, где встретите вариант скульптуры «Уголино», но теперь авторства Родена, представившего себе свергнутого правителя Пизы в ином ракурсе. Для некоторых роденовский образ выглядит еще более пугающим и мрачным.
Другая его композиция – «Мимолетная любовь», причем стоит она неподалеку от скульптуры «Зрелый возраст», созданной его возлюбленной и ученицей Камиллой Клодель, критики же в этом усматривают символ завершенных отношений. Фигуры находятся на террасе Родена, соединяющей залы Лилль и Сены.
Во время экскурсии обратите внимание на коллекцию Кагановича в комнатах 49 и 50, а на террасе Лилль выставлены работы Боннара и Войяра, в которых видны следы арт-нуво и влияние японской живописи. На противоположном же конце террасы вас ждут статуи ХХ века.
На площадке Сена вы найдете полотна менее знаменитых, но не менее талантливых художников последней декады XIX столетия. Среди них «Каин» Кормона, «Портрет Марселя Пруста» Бланша, «Сон» кисти Детайя, и невозможно не заметить полотно Климта «Кусты роз под деревьями», занимающий почти весь зал № 60.
Гуляя по многочисленным галереям, постарайтесь сохранить немного сил, чтобы посмотреть великолепную коллекцию прекрасных образцов мебели и прочих предметов интерьера в жанре «нового искусства». Эта часть экспозиции настоящая отрада для измученных глаз, и стоит того, чтобы ей уделили внимание.
Инфраструктура музея Орсе
Музей де Орсе помимо выставочных залов имеет развитую сеть дополнительных услуг: магазин-библиотеку, лифты, гардеробные, пеленальные комнаты на первом уровне, туалеты. Также тут предусмотрено все для удобства родителей с маленькими детьми и людей с ограниченными возможностями: пандусы, складные табуреты, облегченные трости-коляски для деток (другие формы не разрешены), инвалидные коляски.
После долгой прогулки по огромной территории музея вам наверняка захочется перекусить и передохнуть, чтобы во время дегустации местных блюд «усвоить» полученную порцию духовной пищи. На верхнем уровне вы почувствуете себя вполне уютно в кафе Кампана (Campana) с открытой площадкой, откуда сквозь часовой диск вокзальных часов открывается великолепный вид на Монмартр. В четверг он работает 11:00-21:00, остальные дни 10:30-17:00 (понедельник выходной).
Напротив статуи «Белый медведь» Ф. Помпона, есть еще одно уютное заведение – кафе Л’Урс (L’Ours), где тоже приятно посидеть, перевести дух и перекусить недорого. Открыто оно 9:30-16:45, а по четвергам до 19:45.
Находясь на среднем ярусе, загляните в ресторан, основанный еще в 1900 году. Его интерьер богато украшен позолотой, фресками и резным орнаментом на потолке – все это исторические ценности. Посуда, на которой подаются традиционные французские блюда, тоже смотрится роскошно, при этом обслуживание не вычурное, и посетители чувствуют себя раскованно, но будьте готовы заплатить за блюдо 25-50 евро.
Время работы: четверг 11:45-14:45 и 19:00-21:30, остальные дни кроме понедельника 11:45-17:30, но при этом в период 15:30-17:30 он функционирует как чайный салон. Резервировать столики заранее нет нужды, но можно подстраховаться, позвонив по телефону: +33 (0) 1 45 49 47 03.
Покидая прекрасный музей, не хочется уходить с пустыми руками? Загляните в сувенирную лавку или магазин, и из обширного ассортимента выберите постеры, книги, диски, канцелярские принадлежности, открытки, товары для детворы и даже предметы искусства. Работают они ежедневно помимо понедельника 9:00-18:00, а по четвергам двери открыты до 21:30 (лавка до 21:00).
Панорама музея Орсе в Париже
Для путешественников на своем или арендованном автомобиле возле кольцевой дороги у Лувра предусмотрен паркинг (Parking du carrousel du Louvre). Еще есть парковка Бак Монталамбер (Bac Montalembert).
Часы работы музея Орсе
График открытия зависит от сезона.
С 20 числа июня по это же число сентября двери галереи отворены 9:00-18:00 по вторникам, средам и с пятницы по воскресенье.
В четверг 10:00-21:45, а понедельник остается выходным. Обратите внимание на это исключение, поскольку в основном музеи Парижа закрыты по вторникам.
А вот с 21 сентября по 19 июня во вторник, среду и с пятницы по воскресенье рабочий день 10:00-18:00.
В четверг остается тот же график: 10:00-21:45, и выходной в понедельник.
Закрыто 25 декабря, 1 мая и 1 января.
Билеты в музей Орсе
Билеты в музей Орсе можно купить двумя способами: онлайн или непосредственно в кассе перед его посещением. В последнем случае учтите, что продажа талонов заканчивается за час до конца рабочего дня галерей.
Взрослые билеты – 12 евро. Это стоимость за просмотр постоянных коллекций и временных выставок.
Льготные билеты – 9 евро. В эту категории попадают не граждане ЕС 18-25 лет. Остальные посетители могут пройти по этой цене в любой день после 16:30, а в четверг после 18:00.
Бесплатно: для лиц до 18 лет, для всех каждое первое воскресенье нового месяца, люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие, а также преподаватели начального и среднего образования.
Есть 2 входа внутрь: с левой стороны сооружения заходят те, кто только собирается приобрести билет. У кого он уже есть, идут к правому входу. А чтобы не заблудиться среди галерей, рекомендуется прямо у входа взять русскоязычный план и аудиогид за 5 евро.
Сохраните использованные талоны, и в течение 8-и дней вы сможете получить скидку, если решите пойти на экскурсию в Парижскую Оперу без гида, посетить музеи Моро или Жан-Жака Хеннер.
Как добраться в музей Орсе
Чтобы добраться до музея Орсе, ориентирами вам послужат аббатство Сен-Жермен-де-Пре. Расположенное на левом берегу здание окружено с одной стороны набережной Анатоля Франса, с другой – улицей де Лиль. Недалеко также находятся музей Лувр, сад Тюильри и Латинский квартал.
Если не хотите брать такси (это самый удобный вариант), тогда воспользуйтесь общественным транспортом. Возможно, вам захочется прокатиться на городском трамвайчике по Сене, станции которого расположены достаточно часто вдоль реки, и одна из остановок ведет к бывшему вокзалу.
Музей Орсе на карте
Но чаще всего туристы и местные аборигены выбирают метро Парижа, как самый надежный, быстрый и недорогой вариант передвижения по городу. На нем надо доехать до остановки Солферино (Solferino) или до Национальной Ассамблеи (Assemblee Nationale).
Читайте также: Метро в Париже: как купить билет, схема станций, зоны метро
А вот городская электричка RER довезет по ветке С до станции, которая так и называется – Musée d’Orsay.
Еще есть маршруты автобусов: 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94.
Контактная информация:
Адрес: 1, rue de la Légion d’Honneur, 75007 Париж Телефон: +33 (0)1 40 49 48 14 Музей Орсе официальный сайт: http://www.musee-orsay.fr/
Музей Орсе (Экскурсия)
Музей Орсе (фото)
Автор: Лора Мур